ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Профилактика суицидов в детском возрасте

03.04.2021

Профилактика суицидов в детском возрасте

Феномен суицида (умышленного лишения себя жизни) представляет собой социальную, медицинскую, психологическую и этическую проблему. И если еще несколько десятилетий назад эта проблема была в нашем обществе строго табуирована, особенно относительно самоубийств среди детей и подростков, то в последние годы данная тема широко обсуждается и привлекает внимание общественности. Число самоубийств среди мужчин на планете в три раза превышает число женских самоубийств. К странам с низким уровнем суицидов относятся Греция, Албания, Египет; средний уровень фиксируется в Австралии, США; высокий - свыше 20 на 100 тысяч населения в год -  в странах Балтии, России, Венгрии, Беларуси. Возрастные особенности распространения суицидов в Республике Беларусь совпадают с общемировыми тенденциями: наибольший уровень самоубийств традиционно регистрируется в старших возрастных группах. Вместе с тем, с каждым годом суицид «молодеет». Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. К сожалению, в судебно-психиатрической практике нам приходилось рассматривались случаи суицидов двенадцати-тринадцатилетних детей. Следует отметить, что родители этих ребят никогда не обращались за помощью к специалистам в области оказания психиатрической помощи. Среди причин смертей в детском и подростковом возрасте, связанных с внешними воздействиями, 10% связаны с суицидами.

Специалисты, сталкивающиеся с данной проблемой, педагоги, родители, невольно задаются вопросом: в чем же причина детской суицидальности?

Суицидальное поведение - это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку. Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.

Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин. 

Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом.  Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.

Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи.  Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.

Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».

Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».

Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.

Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.

На что нужно обратить внимание?

  • пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);
  • безразличное отношение к окружающим;
  • беспричинный страх, тревогу;
  • постоянное ожидание непоправимой беды;
  • потерю интереса к учебе, занятиям;
  • частые исчезновения из дома;
  • прогулы в школе;
  • снижение успеваемости;
  • изменение внешнего вида и поведения;
  • неряшливый вид;
  • молчаливость (не свойственная ранее);
  • раздачу личных вещей, особенно любимых;
  • потерю аппетита или переедание;
  • плохое поведение в школе;
  • употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;
  • ощущение безнадежности;
  • отрицание хорошего в прошлом;
  • отсутствие планов на будущее;
  • рассуждение об утрате смысла жизни;
  • косвенные намеки о намерении покончить с собой;
  • поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.

Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида нужно:

  • не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;
  • обратиться за помощью к психиатру;
  • провести специализированное лечение;
  • оградить ребенка от стрессов;
  • вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.

Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.

Дети - будущее нашего общества. От состояния физического и психического здоровья детей и подростков зависит будущее страны, ее благосостояние. От нас - родителей, педагогов, врачей, зависит, будет ли это будущее светлым и успешным. Давайте начинать работу с детками с момента их рождения в семье, первого появления в детском саду, в школе. Давайте окружим наших детей заботой и вниманием, научимся видеть в них личностей. Взрослые, вспомните о ценностях, которые прививали нам в детстве - уважение к родителям, пожилым, инвалидам, дружбе со сверстниками не по телефону, компьютеру, а при живом общении, в походах, театрах.

Семья должна организовать быт ребенка так, чтобы у него не оставалось свободного времени на плохие мысли и поступки. Эти простые, но такие важные советы сохранят жизнь и здоровье ваших детей.

Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
(017) 246-03-03

 

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств

 

Каждое самоубийство — это несомненно трагедия. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств  ежегодно проводит 10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств. Цель этого дня -  предотвратить самоубийства на планете. В настоящее время, по данным ВОЗ, общая цифра самоубийств в мире приближается к миллиону. Трудно представить, что такое огромное количество человек в год погибает от суицидов, это глобальная проблема всего человечества и одна из причин смертности среди молодежи. В некоторых странах самоубийства среди молодежи занимают 2 место среди причин смерти (после несчастных случаев). Подростковый, или «пубертатный суицид», т.е. суицид в период полового созревания, занимает особое место. Наиболее опасный для суицида возраст – 15-30 лет, психологи констатируют страшный показатель «помолодевшего суицида». К суициду несовершеннолетних могут   подтолкнуть  семейные конфликты, насилие со стороны взрослых, конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствость и безразличие окружающих, душевные болезни. Подростки, решившиеся на самоубийство,  делали это для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, так они протестовали против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. По мнению психологов, суицидальное поведение - это сложный феномен, определяемый целым комплексом факторов – личных, социальных, культурных, биологических и средовых. Причины суицидальности детей и подростков разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин. Многие самоубийства совершаются импульсивно, но иногда самоубийцы открыто предупреждают о своих намерениях, поэтому к таким угрозам надо относиться серьёзно. Помощь, хорошее отношение, доброе слово могут вывести человека из этого состояния. Факты говорят, что лечение депрессии, алкоголизма и токсикомании, контакты с людьми, пытавшимися совершить самоубийство, своевременное обращение к психотерапевту или психологу, могут помочь в кризисной ситуации. 

Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде. Вас должно насторожить:  если у ребенка постоянно плохое настроение (грусть, тоска); если ребенок раздает личные вещи, особенно любимые; становиться безразличным к окружающим;  появляются беспричинный страх и тревога,  ожидание непоправимой беды;   плохо ведет себя в школе, прогуливает занятия, снизил успеваемость; часто исчезает из дома;  изменил отношение к внешнему виду и поведению; стал молчаливым (ранее не был таким);  потерял аппетит или наоборот, переедает; употребляет алкоголь, наркотические средства, психотропные вещества; рассуждает об утрате смысла жизни и косвенно намекает на намерение покончить с собой; ищет в интернете сайты с суицидальной тематикой. 

При подозрении на попытку суицида нужно: не выпускать ребенка из поля зрения в школе и семье; обратиться за помощью к врачу-психиатру или психологу; провести специализированное лечение; оградить ребенка от стрессов; вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.

 

Позвоните,  вам помогут!        

«Телефоны доверия»:

Минск: для взрослых 8-017-290-44-44 (многоканальный, круглосуточно);

для детей и подростков  8-017-263-03-03 (круглосуточно).

Минская область: 8-017-202-04-01  (круглосуточно);

8-029-899-04-01 (МТС, круглосуточно). 

 

 

 

 

 

 

Профилактика суицидального поведения

 

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

 

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

 

  • эмоционально чувствительные, ранимые;

  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

  • пессимистичные;

  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

 

Классификация суицидальных проявлений

 

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

 

Степени выраженности суицидального поведения:

 

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

 

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

 

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Демонстративные и истинные попытки суицида

 

Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.

 

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

 

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

 

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

 

Мотивы и поводы суицидального поведения

 

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

 

1. Личностно-семейные конфликты:

 

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

 

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

 

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

 

несчастная любовь;

 

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

 

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

 

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

 

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

 

боязнь наказания или позора;

 

самоосуждение за неблаговидный поступок.

 

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

 

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

 

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

 

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

 

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

 

Целями суицида могут быть:

 

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

 

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

 

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

 

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

 

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

 

Постсуицидальный период

 

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

 

конфликт и его значимость для субъекта;

 

принятие суицидального решения;

 

личное отношение к суициду.

 

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

 

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

 

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

 

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

 

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

 

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

 

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

 

Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

 

 

 

Психология суицидального поведения

 

Риск суицида высок у людей:

 

1. Нарушением эмоциональной сферы

 

Признаками эмоциональных нарушений являются:

 

 

 

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

2. Нарушением поведения

 

У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины перед суицидом принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте — это невозможность примириться или контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

 

3. Психические заболевания

 

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

 

Более всего восприимчивые к суициду

 

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например, смерть близких;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы;

 

Суицидально опасная референтная группа

 

жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

 

3. Психические заболевания

 

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

 

Более всего восприимчивые к суициду

 

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например, смерть близких;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы;

 

Суицидально опасная референтная группа

 

  • молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • гомосексуалисты;
  • заключенные в тюрьмах;
  • ветераны войн и локальных конфликтов;
  • врачи и представители других профессий, находящиеся в расцвете своей карьеры, сверхкритичные к себе, но часто злоупотребляющее наркотиками или страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • люди зрелого возраста, которые фрустрированы несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • пожилые люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

 

Профилактика суицидов в учреждении образования (памятка для педагогов)

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

 

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

 

Что в поведении подростка должно насторожить

 

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

 

Четыре основные причины самоубийства:

 

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

 

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм). 

 

Четыре основные причины самоубийства:

 

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

 

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

 

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

 

 

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

 

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Посмотреть видео...

свернуть