Устав УО

 

Дело № 01-03

УТВЕРЖДЕНО

Приказ отдела по образованию

Витебского городского

исполнительного комитета

16.11.2022   № 71

 

 

                                                                 

 

 

УСТАВ

 

государственного учреждения образования

”Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей“

(новая редакция)

 

 

СТАТУТ

 

дзяржаўнай установы адукацыi

”Сярэдняя школа № 31 г. Віцебска імя В.З.Харужай“

(новая рэдакцыя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящий Устав разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, и регулирует деятельность государственного учреждения образования, имеющего тип – учреждение общего среднего образования, вид – средняя школа.
  2. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования ”Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей“ (далее - учреждение), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 390429544 (27.11.2006).
  3. ”Витебская средняя школа № 31“ создана в соответствии с Решением Исполкома Витебского городского Совета депутатов трудящихся от 31 августа 1968 года № 242.
  4. Полное наименование учреждения:

на русском языке: государственное учреждение образования ”Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей“;

на белорусском языке: Дзяржаўная ўстанова адукацыі ”Сярэдняя школа № 31 г. Віцебска імя В.З.Харужай“

Сокращенное наименование учреждения:

на русском языке: средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей.

на белорусском языке: сярэдняя школа № 31 г. Віцебска імя В.З.Харужай.

  1. Место нахождения учреждения: проспект Московский, дом 15, город Витебск, Республика Беларусь, почтовый индекс 210015.
  2. Учредителем (собственником имущества) учреждения является Витебский городской исполнительный комитет (далее – горисполком). В части утверждения Устава учреждения и вносимых в него изменений и дополнений полномочия учредителя (собственника) осуществляет отдел по образованию горисполкома.
  3. Органом государственного управления, уполномоченным собственником, на праве оперативного управления, является отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска (далее – уполномоченный орган). Учреждение образования входит в систему уполномоченного органа по территориальной принадлежности.
  4. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства и настоящим Уставом.
  5. Учреждение образования является юридическим лицом, имеет печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами, финансируется за счет средств городского бюджета, средств полученных от приносящей доходы деятельности,  безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и  иных источников, не  запрещенных актами законодательства.
  6. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
  7. Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:

11.1. осуществлять образовательную деятельность;

11.2. формировать структуру и штатное расписание, вносить изменения в структуру, наименование должностей служащих (профессий рабочих) учреждения образования в пределах штатной численности, рассчитанной в соответствии с типовыми штатами;

11.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций

11.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;

11.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

11.6. осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования

11.7. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

11.8. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

  1. Учреждение образования обязано:

12.1. обеспечивать качество образования;

12.2. осуществлять разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

12.3. соблюдать санитарно-эпидемиологические требования;

12.4. создавать безопасные условия при организации образовательного и воспитательного процессов, в том числе создавать безопасные условия пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);

12.5. осуществлять разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

12.6. обеспечивать моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

12.7. обеспечивать меры социальной защиты обучающихся;

12.8. создавать необходимые условия для организации питания и оказания медицинской помощи обучающихся;

12.9. обеспечивать участие в формировании контрольных цифр приёма;

12.10. обеспечивать ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами учреждения образования, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

12.11. содействовать уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования;

12.12. обеспечивать соблюдение установленных законодательством и локальными правовыми актами требований порядка обработки и защиты персональных данных;

  1. Иные права и обязанности учреждения устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, Уставом учреждения
  2. По согласованию с учредителем делопроизводство осуществляется на русском языке.
  3. Учреждение ведет статистическую отчетность в соответствии с установленными государственными органами статистики формами, отчетность в органы управления образованием предоставляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми органами государственной статистики Республики Беларусь. Учет ведется в целях систематического анализа, контроля за качественными и количественными показателями объектов учета.
  4. Объектами учета являются:

16.1. контингент обучающихся в учреждении;

16.2. контингент детей, находящихся в социально опасном положении, в учреждении и по микрорайону учреждения;

16.3. контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении и по микрорайону учреждения;

16.4. контингент детей с особенностями психофизического развития в учреждении и по микрорайону учреждения;

16.5. результаты оздоровления учащихся;

16.6. педагогические и иные работники учреждения;

16.7. количество выпускников, их распределение;

16.8. учебные издания;

16.9. материально-техническая база учреждения;

16.10. результаты приносящей доходы деятельности;

16.11. иные объекты, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок ведения учета, лица, его осуществляющие, формы учета, их разработка, согласование, утверждение и порядок заполнения определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

  1. 17. Учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
  2. 18. Полномочия учредителя учреждения:

18.1. принимает решение об изменении вида, о реорганизации, ликвидации учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

18.2. в случае прекращения деятельности учреждения, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

18.3. определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством;

18.4. обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы учреждения;

18.5. осуществляет контроль за обеспечением качества образования;

18.6. осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и настоящим Уставом.

  1. 19. Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
  2. Лицензирование деятельности учреждения, его аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
  3. Основными видами деятельности учреждения являются:

85310 - общее среднее образование.

  1. 22. Учреждение в установленном действующим законодательством порядке имеет право осуществлять иные виды экономической деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 ”Виды экономической деятельности“, утвержденным постановлением государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 года № 85.
  2. 23. Учреждение реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  3. Учреждение ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления.
  4. В учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и деятельность (анонимная или иная) религиозных организаций противоречащая законодательству.
  5. Учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей обучающихся может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются  актами законодательства.

  1. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
  2. Структура учреждения формируется им самостоятельно, в соответствии с актами законодательства, Уставом.
  3. В структуру учреждения входят следующие структурные подразделения: пункт коррекционно-педагогической помощи, библиотека, оздоровительный лагерь, ресурсный центр, социально-педагогическая и психологическая служба, иные структурные подразделения.
  4. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых руководителем учреждения, в соответствии с требованиями актов законодательства.
  5. Штатное расписание учреждения образования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми в отношении государственных организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования.
  6. Штатное расписание учреждения образования составляется государственным учреждением ”Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска“ в рамках финансирования, утверждается директором учреждения образования.
  7. Штатное расписание может быть изменено директором.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  1. Предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, программы воспитания.
  2. Цель деятельности учреждения:

формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

  1. Основными задачами учреждения являются:

36.1. организация образовательного процесса по реализации образовательных программ общего среднего образования, программы воспитания и защиты, законных прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

36.2. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

36.3. сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;

36.4. создание условий для физического совершенствования, овладения ценностями и навыками здорового образа жизни;

36.5. обеспечение социальной защиты учащихся и установленных законодательством социальных гарантий;

36.6. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

36.7. подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;

36.8. формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

36.9. формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

36.10. формирование культуры семейных отношений;

36.11. создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. Образовательный процесс организуется на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий и на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами учреждения с учетом интересов и способностей учащихся, их опыта. Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями учащихся, организациями – заказчиками кадров, иными организациями.

Учреждение создает условия для организации воспитательного процесса, работы клубов, секций, объединений по интересам, общественных организаций (объединений) учащихся и работников.

  1. В учреждении реализуются основные образовательные программы:

программы общего среднего образования;

программы воспитания (программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении);

программы дополнительного образования детей и молодежи.

  1. Образовательные программы общего среднего образования подразделяются на:

образовательную программу начального образования;

образовательную программу базового образования;

образовательную программу среднего образования.

  1. Образовательные программы общего среднего образования реализуются в очной дневной форме получения образования.

При реализации образовательных программ общего среднего образования могут использоваться дистанционные образовательные технологии.

  1. 41. Срок получения общего среднего образования по образовательной программе общего среднего образования, содержание образования, виды учебной деятельности учащихся и итоговой аттестации выпускников устанавливаются образовательным стандартом и разработанными на его основе типовыми учебными планами и программами, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Срок получения общего среднего образования:

начального образования – четыре года;

общего базового образования – девять лет;

общего среднего образования – одиннадцать лет.

  1. Сроки обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования составляют:

43.1. на I ступени при реализации образовательной программы начального образования четыре года.

На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования.

Начальное образование является частью обязательного общего базового образования. Обучение на этой ступени обеспечивает развитие личности обучающегося, формирование его первоначального взгляда на природу, человека, общество. В процессе обучения обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, чтения, счета, овладевают элементами теоретического мышления, художественно-эстетической, практической деятельности, культуры речи и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования;

43.2. на II ступени при реализации образовательной программы базового образования пять лет.

На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования.

Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.

На уровне общего базового образования обеспечивается усвоение основ наук, дальнейшее становление личности обучающегося, развитие его способностей и склонностей, формирование научного мировоззрения, овладение социальными, культурными, нравственными нормами и правилами.

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным;

43.3. на III ступени при реализации образовательной программы среднего образования два года.

Среднее образование – уровень основного образования в учреждении, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности обучающегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования.

На III ступени общего среднего образования возможно открытие классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, введение профильного обучения в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

  1. В учреждении могут создаваться специализированные по спорту классы на II ступени общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса для учащихся организуется учебно-тренировочный процесс. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством спорта и туризма и Министерством образования.
  2. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения.

  1. 46. Образовательный процесс организуется индивидуально в случаях, если это предусмотрено учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, а также на основании решения руководителя учреждения образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования;
  2. В учреждении для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IV классов, положение о которых утверждается Министерством образования;

Решение о наполняемости группы продленного дня в учреждении принимается его учредителем или уполномоченным им органом.

  1. По согласованию с учредителем обучение и воспитание в учреждении осуществляется на русском языке. Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в учреждении является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития, для которых порядок изучения языка определяется нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь. Порядок изучения белорусского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь. В качестве обязательного в учреждении изучается английский язык.
  2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

  1. Для учащихся устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель.

Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V-XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

  1. 52.Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.
  2. 53. Учащиеся могут изучать отдельные учебные предметы, модули на повышенном уровне в рамках образовательной программы базового и среднего образования.
  3. 54. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия, учебное проектирование, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд.
  4. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями учреждения факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

Порядок организации занятий определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

  1. Наполняемость классов принимается уполномоченным органом с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на территории, закрепленной за учреждением, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.
  2. Воспитательный процесс осуществляется как в учебное, так и во внеурочное время. Воспитательные задачи в учреждении реализуются путем создания гуманной воспитывающей среды, способствующей развитию и саморазвитию учащихся, их социализации.
  3. 58. Прием (зачисление) лиц в учреждение для получения общего среднего образования осуществляется на основании статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования.
  4. В учреждении создается социально-педагогическая и психологическая служба, которая действует в соответствии с актами законодательства.
  5. Научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

В целях реализации задач методического обеспечения учреждение взаимодействует с другими учреждениями образования, научно-методическими и учебно-методическими учреждениями системы образования.

  1. Экспериментальная и инновационная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
  2. Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с актами законодательства на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

 

ГЛАВА 4

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИНЫХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  1. Субъектами образовательных отношений являются участники образовательного процесса, учреждение образования.
  2. К участникам образовательного процесса относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

Обучающимся учреждения является лицо, принятое (зачисленное) для освоения содержания образовательной программы, прохождения аттестации в порядке экстерната.

Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Педагогическими работниками признаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

  1. Порядок приема, перевода, отчисления и восстановления обучающихся определяется законодательством Республики Беларусь.
  2. Аттестация проводится в соответствии с актами законодательства.
  3. Учреждение выдает выпускникам, освоившим соответствующие образовательные программы в полном объеме и прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании в порядке, предусмотренном актами законодательства.
  4. Обучающиеся имеют право на:

68.1.  получение образования в соответствии с образовательными программами;

68.2. одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

68.3. перевод в другое учреждение образования в установленном порядке;

68.4. обучение и воспитание по индивидуальному учебному плану, учебной программе в пределах содержания образовательной программы;

68.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

68.6. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

68.7. пользование учебниками и учебными пособиями;

68.8. каникулы;

68.9. бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения;

68.10. получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

68.11. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения;

68.12. получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением;

68.13. участие в управлении учреждением;

68.14. отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

68.15. создание благоприятных условий для самообразования;

68.16. объективную оценку знаний;

68.17. сохранение места в учреждении в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

68.18. обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

68.19. посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

68.20. выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждения;

68.21. изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения;

68.22. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

68.23. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

68.24. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

68.25. участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

68.26. участие в органах ученического самоуправления;

68.27. обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

68.28. защиту от любых противоправных посягательств;

68.29. неприкосновенность личности.

  1. Обучающиеся обязаны:

69.1. соблюдать Устав, выполнять решения органов самоуправления, правила внутреннего распорядка для обучающихся, требования государственного школьного стандарта, требования администрации, педагогических и иных работников;

69.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса, работников учреждения;

69.3. находиться в учреждении в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

69.4. покидать территорию учреждения во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);

69.5. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

69.6. посещать классные и информационные часы;

69.7. участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

69.8. решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения;

69.9. бережно относиться к имуществу учреждения, поддерживать чистоту и порядок в учреждении и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

69.10. заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

69.11. немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);

69.12. заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;

69.13. размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;

69.14. соблюдать деловой стиль одежды;

69.15. использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

69.16. иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;

69.17. иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;

69.18. аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, а в конце каждого урока – домашнее задание;

69.19. еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;

69.20. предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения;

69.21. соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом;

69.22. не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять и реализовывать их права в сфере образования.

  1. Иные права и обязанности обучающихся устанавливаются иными актами законодательства.
  2. Материальное обеспечение, меры социальной защиты учащихся учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством.
  3. За систематическое нарушение настоящего Устава, правил внутреннего распорядка к учащимся могут быть применены такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор, досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление).
  4. В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться Правилами педагогических работников.
  5. Педагогические работники учреждения в соответствии с актами законодательства имеют право на:

74.1. защиту профессиональной чести и достоинства;

74.2. обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

74.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

74.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

74.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

74.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения;

74.7. участие в управлении учреждением;

74.8. повышение квалификации;

74.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

74.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

74.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение учебной и методической литературы, определяется Министерством образования.

74.12. иные права педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения.

  1. Педагогические работники учреждения обязаны:

75.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

75.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

75.3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

75.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

75.5. пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;

75.6. обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

75.7. проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

  1. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения.
  2. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
  4. В учреждении образования в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника.
  5. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

80.1. лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

80.2. имеющие судимость, которая не снята или не погашена;

80.3. не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;

80.4. признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

80.5. имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

  1. Для работы в учреждении могут привлекаться работники образования, науки, культуры и производства на условиях почасовой оплаты и совместительства.
  2. Оплата труда работников учреждения производится в соответствии с актами законодательства. Материальное и моральное поощрение работников, стимулирование их труда осуществляется на основании соответствующих положений коллективного договора, действующих в учреждении.
  3. Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

83.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;

83.2. участие в управлении учреждением;

83.3. защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращения в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

83.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

83.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;

  1. Иные права устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования.
  2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

85.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

85.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

85.3. обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями, которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

  1. Иные обязанности устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования.
  2. К иным работникам учреждения образования относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  3. Права и обязанности иных работников учреждения образования устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, заключенными с ними трудовыми договорами.

 

ГЛАВА 5

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

  1. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства и в соответствии с настоящим Уставом.
  2. Непосредственное руководство учреждением осуществляет его руководитель (директор), который назначается на должность на контрактной основе и освобождается от должности уполномоченным органом по согласованию в установленном порядке;
  3. Руководитель учреждения в деятельности по управлению учреждением взаимодействует с органами самоуправления учреждения.
  4. Руководитель учреждения:

92.1. действует от имени учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

92.2. издает приказы, заключает договоры в пределах своих полномочий;

92.3. осуществляет прием на работу, перевод, увольнение, заключение (продление) трудовых договоров (контрактов) заместителей руководителя (с согласованием в установленном порядке), педагогических и иных работников, утверждает должностные инструкции работников школы, применяет к ним меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством, обеспечивает повышение их квалификации;

92.4. утверждает штатное расписание учреждения в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами;

92.5. организует работу учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур. При необходимости вносит предложения по таким обращениям на рассмотрение учредителя;

92.6. осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;

92.7. осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства, Уставом учреждения.

  1. Основным органом самоуправления учреждения является педагогический совет, возглавляемый руководителем.

В учреждении могут создаваться органы самоуправления: совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.

  1. Органы самоуправления учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, Уставом учреждения.

 

ГЛАВА 6

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ

 

  1. Трудовые отношения работников учреждения регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь и локальными документами учреждения.
  2. Основными документами, регламентирующими вопросы организации труда педагогических и иных работников учреждения, являются правила внутреннего трудового распорядка, должностные и рабочие инструкции, трудовые договоры (контракты).
  3. Штатное расписание и иные локальные документы учреждения утверждаются директором в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
  4. Оплата труда педагогических и иных работников учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующими положениями о премировании, надбавках и материальной помощи, в соответствии с коллективным договором.
  5. Аттестация педагогических и иных работников учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
  6. Руководство учреждения признаёт профсоюзные органы, включая Профсоюзный комитет, созданные в трудовом коллективе законными представителями организации трудящихся учреждения, вступает с ними в переговоры, заключает коллективный договор, иные соглашения.

 

ГЛАВА 7

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  1. Имущество учреждения образования находится в собственности учредителя, оперативном управлении уполномоченного органа и передано учреждению образования в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение этим имуществом учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством.

  1. Материально-техническую базу учреждения составляют земля, здания, сооружения, оборудование, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления учащихся и для решения других задач в сфере образования.
  2. Для организации образовательного процесса учащихся может использоваться материально-техническая база других организаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  3. Имущество учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, иные ценности.
  4. В случае осуществления учреждением образования деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения образования.
  5. Источниками формирования имущества учреждения образования являются:

106.1. имущество, переданное учреждению образования учредителем;

106.2. местный бюджет;

106.3. доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения образования;

106.4. безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;

106.5. иные источники, не запрещенные законодательством.

  1. Учреждение образования не вправе без согласия учредителя, уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.
  2. Все средства учреждения образования используются согласно утвержденным в установленном порядке сметам расходов. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств определяется законодательством.
  3. Не допускаются действия (бездействие), направленные на необоснованное сокращение или ухудшение материально-технической базы учреждения образования.
  4. Обеспечение финансовой деятельности, в том числе бухгалтерский учет, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 года № 475 ”Об обеспечении деятельности бюджетных организаций“ осуществляется государственным учреждением ”Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска“ согласно заключенному договору об оказании услуг.
  5. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств местного бюджета.

 

ГЛАВА 8

КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  1. Контроль деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
  2. Порядок и периодичность проведения самоконтроля обеспечения качества образования определяются руководителем учреждения.

 

ГЛАВА 9

СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  1. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляется в порядке, установленном Кодексом, Уставом и иными актами законодательства.
  2. Реорганизация или ликвидация учреждения образования может быть произведена по решению учредителя в соответствии с действующим законодательством.

В случае прекращения деятельности учреждения образования, учредитель принимает меры по переводу обучающихся с согласия их законных представителей в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

 

  1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся, после их утверждения учредителем, в порядке, установленном законодательством.
  2. Изменения и дополнения подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством.