Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)
Задание 6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах наглядный природоохранный информационный материал
Дата проведения сентябрь 2022года - май 2023 года, 3 «В» класс, классный руководитель Стальмакова Л.В.
1. Афанасьева Оливия
2. Блажевич Алексей
3. Васюкович Владислав
4. Година Зинаида
5. Голубцова Алиса
6. Данченко Варвара
7. Деменковец Александра
8. Долгушин Александр
9. Захарова Маргарита
10. Земцова Алина
11. Зубарь Станислав
12. Мироненко Матвей
13. Михалевич Семён
|
14. Мушницкий Виталий
15. Орехова Алёна
16. Плисов Иван
17. Прудникова Вероника
18. Рябинкина Мария
19. Степанец Егор
20. Сятковская София
21. Тельпуков Игорь
22. Титовец Максим
23. Фадеев Роман
24. Черкес Ярослав
25. Шпакова Маргарита
26. Ярош Милана
|
Эколого-просветительские проекты учащихся начальных классов
Цель: формирование экологической компетентности учащихся начальных классов через реализацию эколого-просветительских проектов.
Задачи:
определить основные показатели экологической компетентности учащихся младшего школьного возраста;
разработать и реализовать эколого-просветительские проекты с участием младших школьников;
проверить эффективность использования средств эколого-просветительских проектов: провести мониторинг сформированности основных показателей экологической компетентности учащихся начальных классов.
Основные показатели экологической компетентности учащихся и методы их диагностики на различных этапах проектной деятельности
Этапы проектной деятельности
|
Показатели экологической компетентности
|
Методы диагностики
|
I. Подготовительный:
- постановка проблемы,
- формулирование целей,
- определение конечного продукта.
|
Понимание смысла экологической деятельности.
|
Мотивационная «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой,
устный опрос.
|
II. Планирование:
- создание проектных групп,
- планирование деятельности,
- прогнозирование результатов и последствий.
|
Проявление личностного отношения к природе и экологическим проблемам.
|
Диагностическая методика «Ранжирование», наблюдение, тестирование.
|
III. Практический:
- определение источников информации,
- сбор материала,
- реализация проекта,
- поэтапная оценка,
- решение возникающих вопросов и проблем.
|
Наличие экологических знаний и умений.
Участие в экологической деятельности.
|
Наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, анализ проверочных работ,
оценка активности.
|
IV. Презентация:
- представление результатов,
- оформление,
- презентация.
|
Наличие экологических знаний и умений.
Потребность в экологической деятельности.
|
Анализ творческих, конкурсных работ и результатов участия в проектной деятельности.
|
V. Осмысление и оценка проекта:
- подведение итогов,
- анализ и оценка результатов,
- выводы.
|
Понимание смысла экологической деятельности.
Потребность в экологической деятельности.
|
Анкетирование, интервью и беседы с учащимися и их родителями.
|
Уровни сформированности экологической компетентности младших школьников
Уровень
|
Количество баллов
|
Характеристика
|
Низкий
|
1
|
Представление о природе ошибочное, экологические знания фрагментарны, мотивы и желание охранять природу отсутствуют. Навыки и умения природоохранной деятельности не сформированы. Проектная деятельность направляется взрослыми и не приносит удовлетворения.
|
Средний
|
2
|
Учащийся обладает достаточным объёмом знаний и представлений о мире природы, имеет достаточно развитые мотивы природоохранной деятельности. Способен под руководством взрослых к активной природоохранной и проектной деятельности.
|
Высокий
|
3
|
Владеет конкретными знаниями и представлениями о природе в соответствии с возрастом. Ярко выражены положительные эмоции по отношению к объектам живой природы, стремится к природоохранной деятельности, имеет устойчивую нравственную позицию. Умеет применить свои знания в практической деятельности. Обладает опытом проектной деятельности.
|
Диагностика сформированности экологической компетентности учащихся
Реализация эколого-просветительских проектов была организована при поддержке кафедры анатомии и физиологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова и осуществлялась в форме работы школьного клуба. Детская любознательность, естественная потребность в получении новых впечатлений, стремление к экспериментам и открытиям воплотилась в самых разных формах и видах деятельности. Итоговый продукт своей деятельности учащиеся презентовали в форме рефератов, докладов, отчётов, акций, газет, устных журналов, сборников, лэпбуков, мультимедийных презентаций, видеоматериалов, фотовыставок, выставок книг, рисунков и поделок. Наиболее интересные результаты исследований были представлены на заседании школьного научного общества учащихся начальных классов «Малая академия».
Интересным результатом групповой работы учащихся третьего класса стала викторина о птицах, бывших в разное время «птицей года», разработанная учащимися в виде фотовопросов. Интересным и познавательным были групповые исследования «Птицы витебских водоёмов» и «Птицы городских парков». Самые интересные творческие работы учащихся были отмечены грамотами, благодарностями и дипломами.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, в каждом мероприятии эколого-просветительских проектов были предусмотрены учебно-познавательный, игровой и творческий компоненты. С активизацией познавательной деятельности у детей связаны личностные качественные изменения, осознанность поступков, самосознание, у них выявляются склонности к различным областям деятельности, формируются коммуникативные качества и интерес к учебным предметам. Усиление межпредметных связей можно было наблюдать на уроках русской и белорусской литературы, русского и белорусского языка. Цели проектов тесно перекликались с целями учебного предмета «Человек и мир», в рамках которого природа является для детей объектом познания. А большинство задач не просто тесно связаны, но и дополняют друг друга:
- овладение элементарными методами познания природы (распознавание, наблюдение, эксперимент);
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, познавательного интереса к изучению объектов природы;
- формирование опыта природоохранной деятельности, выполнения экологически обусловленных норм поведения;
- формирование опыта познавательной и творческой деятельности, развитие предметных и общеучебных умений, образовательных компетенций.
Особенностью эколого-просветительских проектов является то, что они способствуют пропедевтическому ознакомлению учащихся с историей и культурным наследием родного края. Велик их воспитательный потенциал. Только во взаимодействии с окружающим миром формируются основы экологической и духовно-нравственной культуры. Всё это очень важно для всестороннего комплексного развития детей.