Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)

Задание 6.1.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

Задание 6.1. Провести обследование состояния окружающей среды в районе учреждения образования.

Дата проведения май 2023 года.

Участники: учащиеся 10 «Б» класса, классный руководитель Гладышева Е.В., учитель географии Молдован Л.В.

10 "Б"

1 Воробьёва Полина
2 Гапоненко Егор
3 Жилинская Алина
4 Кастюкевич   Константин
5 Колесова Агнешка
6 Коляда Елизавета
7 Корнилова Екатерина
8 Крупатов Николай
9 Крутикова Мария
10 Кудряшов Максим
11 Кузнецова Варвара
12 Курзина Валерия
13 Морозова Дарья
14 Музыченко Александр
15 Нахаева Марина
16 Нестеркова Полина
17 Пухначева Александра
18 Рыжкова Юлия
19 Сафонова Дарья
20 Семенова Полина
21 Синяков Владислав
22 Телегова Виктория
23 Федченко Дарья
24 Цыганкова Валерия
25 Шабуня Варвара
26 Шкуратова Наталья

         Государственное учреждение образования «Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей» находится на пересечении проспекта Московский и улицы Чкалова, в центре города, недалеко от площади Победы. Промышленных предприятий в этом районе города нет. Московский проспект – одна из главных магистралей города, проходит от площади Победы до восточной окраины города, длина проспекта около 6000 м, ширина 72-100 м. В центральной оси проспекта проложено трамвайное полотно (с 1975 года), озелененное по бокам посадками деревьев (в основном липами, березами). По проспекту – по 4 полосы движения в противоположные стороны. Улица Чкалова названа так в честь летчика Валерия Чкалова, т. к. до 1978 года в этом районе располагался аэропорт. Улица представляет собой асфальтированную четырехполосную дорогу с двусторонним движением и двумя проезжими частями.  На пешеходном тротуаре по Московскому проспекту нанесена разметка для передвижения на велосипедах.

              Обошли территорию учреждения образования и увидели, что территория чисто подметена, мусорные баки разного цвета для разного мусора стоят в определенном месте, возле них также чисто. Собаки не выгуливаются на территории.

               Мы проконсультировались с работниками СМЭУ (организация, занимающаяся нанесением разметки дорог, регулировкой режимов светофоров) и выяснили, что в  районе школы в час проезжает от 1300 до 1700 машин, есть часы «пик» -7-9 часов, 16-19 часов, когда количество машин больше, в более спокойное время – 10-11 часов, в ночные часы – меньше. Известно, что одним из основных загрязнителей воздуха являются автомобили. По данным  учреждения «Витебскоблгидромет», который проводит мониторинг атмосферного воздуха на 5 станциях в разных частях города, проводится анализ на содержание оксида углерода, диоксида азота, аммиака, фенола, формальдегида, свинца, кадмия, бензопирена.  В районе площади Победы в конце мая качество атмосферного воздуха соответствовало ПДК: оксида углерода 0, 4 ПДК, аммиака 0,7 ПДК, азота 0,9 ПДК. Свинца менее 0,02 мкг/куб.м. , кадмия  менее 0,002 мкг/куб.м.  Радиационная обстановка соответствует установившимся многолетним значениям. Кроме этого, в городе существует тепловое загрязнение, его провоцируют постройки, асфальт, теплонесущие коммуникации. (Галкин П.А., Красовская И.А. Источники и особенности теплового воздействия на геосистему Витебска). По наблюдениям Тимошковой А.Р. климатические показатели по г. Витебску за последнее время изменились: среднегодовая температура в 1993 году была 5,2°С, 2015 году – 8,2 °С, увеличение температуры приходится на январь-май, увеличился вегетационный период с 194 дней до 201.  Это связано прежде всего с глобальным потеплением.

Выводы.

  1. На территории учреждения образования чисто, никакого  мусора и хлама нет.
  2. В районе учреждения образования не зафиксировано превышение ПДК оксида углерода, аммиака, свинца, кадмия, радиационная обстановка соответствует установившимся многолетним значениям.
  3. Количество автомобилей в районе учреждения образования постоянно увеличивается, т.к. оно находится в центре города.
  4. Существует тепловое загрязнение в городе, средние температурные показатели возрастают, в том числе и из-за глобального потепления.
  5. 22 сентября – Всемирный день без автомобиля. Автомобилистам предлагается хотя бы на один день отказаться от этих потребляющих топливо транспортных средств. Планируем пропагандировать идею пешего и велосипедного способов передвижения.

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный информационный материал.

Дата проведения 22 октября 2022 года. Кузнечик Артем  11 «Б» класс награжден дипломом I степени в областном конкурсе проектов-инициатив «Сохраним природу для будущих поколений» в номинации «180 секунд для мира»

 

Ссылка на проект – (файл Углеродный след.mp4)

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный информационный материал.

Дата проведения 2 сентября 2022 года

Работу выполнили учащийся 10 «Б» класса Синяков Владислав и группа детей из 7 «Б» класса Лапацуев Артем, Рыбалко Артем, Коземиров Назар, Веселкова Лиза, Коржова Лиза приняли участие в областном этапе республиканской экологической акции  по вопросам раздельного  сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!» в номинации «Экослед»

 

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал, созданный учащимися.

Дата проведения 22 мая 2022 года.

 Отчет 6 «В» класса

Там, где одни люди видят мусор, другие усматривают вторсырье, которое необходимо сдать в переработку, и тем самым подарить ему новую жизнь. Но творческий склад ума видит в каждой выброшенной зубочистке бесконечный потенциал! А какой полет фантазии вызывают полиэтиленовые пакеты, фантики от еды, стаканчики, коробки и газетная бумага! Учащиеся 6 «В» класса  приняли участие в конкурсе «Модный бум» и создали платья из вторсырья. В ходе создания изделия использовались полиэтиленовые пакеты, фантики, коробки. Это Кутькина Анна и Клименченко Настя, а помогала им в этом учитель трудового обучения Карпова Яна Александровна.

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом.

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный информационный материал

Дата проведения июнь-июль  2022 года. Результаты участия учащихся школы в областном этапе республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» в номинации «Зеленые следочки».

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом.

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный информационный материал

Дата проведения май-июнь 2022 года. Результаты участия учащихся школы в областном этапе Международного детского экологического форума «Зеленая планета» в номинации «Зеленая планета глазами детей».

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный информационный материал.

Дата проведения март 2023, выполнили учащиеся 8 «Г» класса, классный руководитель Иванова М.П.

1. Богатко Александр

2. Булыгин Даниил

3. Высоцкая Ульяна

4. Ганин Богдан

5. Гулидов Иван

6. Зиновьев Даниил

7. Карбовская Кира

8. Коношевич Виталий    

9. Копотева Вероника

10. Кравцов Даниил

11. Кудрашов Иван

12. Марков Денис

13. Маскевич Илья

14. Мелешко Радомир

15. Озерникова Инна

16. Озолова Анастасия

17. Пистунович Матвей

18. Савельев Егор

19. Самусев Ярослав

20. Сиваченко Дмитрий

21. Тихоненко Матвей

22. Турчанов Захар

23. Усов Роман

24. Шамшур Илья

25. Ясявичюс Артур

26. Яшко Полина

 

Отчет 8 «Г» класса

Прошел классный час под названием «Птицы в городе», который провели классный руководитель Иванова М.П. и учитель биологии Завадская Н.В. Учащиеся повторили, что птицы-важная часть природы. Они уничтожают насекомых-вредителей, являются переносчиками семян растений, уничтожают слабых и больных животных.  В городе птицы тоже живут, хотя предпочитают зеленые насаждения: леса, парки. В группу городских птиц входят виды, которые зависят от человека. Это  серые  и черные вороны, домовые воробьи, синички, сороки, голуби городские, галки. Последнее время увеличилось количество чаек. С приходом весны прилетают скворцы, их также можно увидеть в городе. Поэтому мальчики и девочки решили помочь птицам и смастерить для них домики-скворечники. В результате получилось около 16 скворечников – самых разных: круглых, прямоугольных, окрашенных и неоструганных. Некоторые сделаны по всем правилам, некоторые- креативно. Приняли участие в конкурсе «Поможем пернатому другу», который проводился в марте 2023 года.

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы).

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал, созданный учащимися.

Отчет 5  «А» класса.

Дата проведения 20 мая 2023 года, учащиеся 5 «А» класса:

1. Белан Виктория

2. Веселова Милена

3. Гапеева Ульяна

4. Дрозд Анастасия

5. Дубовская Александра   

6. Ерохова Полина

7. Замотин Иван

8. Кананеров Дмитрий

9. Киров Владислав

10. Коляда Полина

11. Комарова Дарья

12. Кондратенко Глеб

13. Кутькин Яков

14. Лошаков Алексей

15. Матюш Владислав

16. Милош Евгения

17. Овсянкина Елизавета

18. Павленко Михаил

19. Павловская Ульяна

20. Разгонова Елизавета

21. Разгонова Мария

22. Романовский Тимофей

23. Скрипкин Кирилл

24. Следнев Иван

25. Счасная Анна

27. Титюев Матвей

29. Новикова Мария

30. Янушкевич Михаил

 

        На уроке «Человек и мир» (учитель Молдован Л.В.) говорили о важности  воды для человека и всей живой и неживой природы на Земле. Узнали, что чистой питьевой воды мало на планете, некоторые страны вынуждены закупать ее в других странах. Человеку нужна чистая питьевая вода. Несмотря на то, что у нас в Беларуси воды достаточно, все же расходовать ее нужно с умом. Провели  классный час «Берегите воду! (классный руководитель Попова О.С.), нарисовали рисунки, устроили выставку. Каждый ученик рассказал, что именно он изобразил на рисунке. Заодно вспомнили, что на водоемах нужно быть очень осторожным, особенно летом, когда жарко и хочется искупаться  и освежиться. В этом случае  вода может быть очень опасна.

 

свернуть

Задание 6.2.

Направление 6. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)

Задание 6.2 Подготовить и разместить в общедоступных местах наглядный природоохранный информационный материал

Дата проведения сентябрь  2022года  - май 2023 года, 3 «В» класс, классный руководитель Стальмакова Л.В.

1. Афанасьева Оливия

2. Блажевич Алексей

3. Васюкович Владислав

4. Година Зинаида

5. Голубцова Алиса

6. Данченко Варвара

7. Деменковец Александра   

8. Долгушин Александр

9. Захарова Маргарита

10. Земцова Алина

11. Зубарь Станислав

12. Мироненко Матвей

13. Михалевич Семён

14. Мушницкий Виталий

15. Орехова Алёна

16. Плисов Иван

17. Прудникова Вероника

18. Рябинкина Мария

19. Степанец Егор

20. Сятковская София

21. Тельпуков Игорь

22. Титовец Максим

23. Фадеев Роман

24. Черкес Ярослав

25. Шпакова Маргарита

26. Ярош Милана

 

Эколого-просветительские проекты учащихся начальных классов

Цель: формирование экологической компетентности учащихся начальных классов через реализацию эколого-просветительских проектов.

Задачи:

определить основные показатели экологической компетентности учащихся младшего школьного возраста;

разработать и реализовать эколого-просветительские проекты с участием младших школьников;

проверить эффективность использования средств эколого-просветительских проектов: провести мониторинг сформированности основных показателей экологической компетентности учащихся начальных классов.

 

Основные показатели экологической компетентности учащихся и методы их диагностики на различных этапах проектной деятельности

Этапы проектной деятельности

Показатели экологической компетентности

Методы диагностики

I. Подготовительный:

- постановка проблемы,

- формулирование целей,

- определение конечного продукта.

Понимание смысла экологической деятельности.

Мотивационная «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой,

устный опрос.

II. Планирование:

- создание проектных групп,

- планирование деятельности,

- прогнозирование результатов и последствий.

Проявление личностного отношения к природе и экологическим проблемам.

Диагностическая методика «Ранжирование», наблюдение, тестирование.

III. Практический:

- определение источников информации,

- сбор материала,

- реализация проекта,

- поэтапная оценка,

- решение возникающих вопросов и проблем.

Наличие экологических знаний и умений.

Участие в экологической деятельности.

Наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, анализ проверочных работ,

оценка активности.

IV. Презентация:

- представление результатов,

- оформление,

- презентация.

Наличие экологических знаний и умений.

Потребность в экологической деятельности.

Анализ творческих, конкурсных работ и результатов участия в проектной деятельности.

V. Осмысление и оценка проекта:

- подведение итогов,

- анализ и оценка результатов,

- выводы.

Понимание смысла экологической деятельности.

Потребность в экологической деятельности.

Анкетирование, интервью и беседы с учащимися и их родителями.

 

Уровни сформированности экологической компетентности младших школьников

Уровень  

Количество баллов

Характеристика

Низкий

1

Представление о природе ошибочное, экологические знания фрагментарны, мотивы и желание охранять природу отсутствуют. Навыки и умения природоохранной деятельности не сформированы. Проектная деятельность направляется взрослыми и не приносит удовлетворения.

Средний

2

Учащийся обладает достаточным объёмом знаний и представлений о мире природы, имеет достаточно развитые мотивы природоохранной деятельности. Способен под руководством взрослых к активной природоохранной и проектной деятельности.

Высокий

3

Владеет конкретными знаниями и представлениями о природе в соответствии с возрастом. Ярко выражены положительные эмоции по отношению к объектам живой природы, стремится к природоохранной деятельности, имеет устойчивую нравственную позицию. Умеет применить свои знания в практической деятельности. Обладает опытом проектной деятельности.

 

Диагностика сформированности экологической компетентности учащихся

Реализация эколого-просветительских проектов была организована при поддержке кафедры анатомии и физиологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова и осуществлялась в форме работы школьного клуба. Детская любознательность, естественная потребность в получении новых впечатлений, стремление к экспериментам и открытиям воплотилась в самых разных формах и видах деятельности. Итоговый продукт своей деятельности учащиеся презентовали в форме рефератов, докладов, отчётов, акций, газет, устных журналов, сборников, лэпбуков, мультимедийных презентаций, видеоматериалов, фотовыставок, выставок книг, рисунков и поделок. Наиболее интересные результаты исследований были представлены на заседании школьного научного общества учащихся начальных классов «Малая академия».

Интересным результатом групповой работы учащихся третьего класса стала викторина о птицах, бывших в разное время «птицей года», разработанная учащимися в виде фотовопросов. Интересным и познавательным были групповые исследования «Птицы витебских водоёмов» и «Птицы городских парков». Самые интересные творческие работы учащихся были отмечены грамотами, благодарностями и дипломами.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в каждом мероприятии эколого-просветительских проектов были предусмотрены учебно-познавательный, игровой и творческий компоненты. С активизацией познавательной деятельности у детей связаны личностные качественные изменения, осознанность поступков, самосознание, у них выявляются склонности к различным областям деятельности, формируются коммуникативные качества и интерес к учебным предметам. Усиление межпредметных связей можно было наблюдать на уроках русской и белорусской литературы, русского и белорусского языка. Цели проектов тесно перекликались с целями учебного предмета «Человек и мир», в рамках которого природа является для детей объектом познания. А большинство задач не просто тесно связаны, но и дополняют друг друга:

  • овладение элементарными методами познания природы (распознавание, наблюдение, эксперимент);
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, познавательного интереса к изучению объектов природы;
  • формирование опыта природоохранной деятельности, выполнения экологически обусловленных норм поведения;
  • формирование опыта познавательной и творческой деятельности, развитие предметных и общеучебных умений, образовательных компетенций.

Особенностью эколого-просветительских проектов является то, что они способствуют пропедевтическому ознакомлению учащихся с историей и культурным наследием родного края. Велик их воспитательный потенциал. Только во взаимодействии с окружающим миром формируются основы экологической и духовно-нравственной культуры. Всё это очень важно для всестороннего комплексного развития детей.

свернуть

Задание 6.2.

6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

 

На стенде «Зелёная школа» размещена информация о травянистых растениях, аборигенных и интродуцированных деревьях и кустарниках, о потребителях электроэнергии, на плане указаны места потерь тепла, имеется схема расположения приборов учёта воды и план действий по минимизации отходов в учреждении образования.

свернуть