Качество атмосферного воздуха

Задание 5.1.

5. Направление  «Качество атмосферного воздуха»

 

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

 

Дата выполнения:  июнь  2022 года

Участники:  учащиеся  6 «Г» класса, классный руководитель Ануфриев А.В.

 

Список учащихся:

1. Авферёнок Яна

2. Бакшанская Руслана     

3. Белоус Роман

4. Богатко Алексей

5. Бондаренко Кирилл

6. Борисевич Артур

7. Дерябина Валерия

8. Доморад Ульяна

9. Зайцев Иван

10. Качан Елизавета

11. Конькова Софья

12. Королько Мария

13. Косарева Евгения

14. Куприянов Станислав

15. Лазовский Иван

16. Леошко Артем

17. Могучая Ксения

18. Муравьева Леона

19. Новицкая Екатерина

20. Петриченко Илья

21. Пшонко Мария

22. Радюль Дмитрий

23. Фролов Алексей

24. Шеряков Савелий

25. Шитенкова Дарья

26. Шубенок Артем

 

Этапы выполнения работы

Вначале на территории школы были определили две площадки:           № 1 зеленый массив между зданием школы и Московским проспектом (удаленность 10-20 м), № 2 зеленая зона на стадионе за зданием школы (удаленность 100-150 м). На каждой площадке выбрали по 10 тополей, приблизительно одного возраста одинакового состояния.

          Далее на каждой площадке определили формы и виды лишайников. Для этого использовали Атлас определитель и Интернет-ресурсы.

После этого, измерили покрытие лишайниками стволов деревьев способом палетки. Он позволяет определить процентное отношения площади, покрытой лишайниками, к площади, свободной от лишайников. Мы использовали пластиковую палетку 10 х 10 см Процедура измерений следующая, палетку накладывали на ствол дерева и фиксировали ее. На каждом стволе измерения производили с южной и северной стороны на высоте 1.5 метра. Подсчет лишайников производили следующим образом. Сначала считали число квадратов, в которых лишайники занимают на глаз больше половины площади квадрата (а), условно приписывая им покрытие, равное 100 %. Затем подсчитывали число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата (b), условно приписывая им покрытие, равное 50 %. Данные фиксировали и использовали для расчётов. Общее покрытие в процентах (R) вычисляли по формуле: R= (100 a + 50 b) / С, где С - общее число квадратов палетки (например, при использовании палетки 10 х 10 см с ячейками 1 х 1 см, С = 100.

Последний этап, обработка данных и выводы.

Результаты исследований

Формы и количество видов лишайников на площадке № 1

 

Признаки

Деревья

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10 

Общее количество видов лишайников 

1

3

2

2

2

1

1

2

2

2

В том числе - накипных

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

- листоватых

-

1

-

1

1

-

 

1

1

1

- кустистых

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Формы и количество видов лишайников на площадке № 2

 

Признаки

Деревья

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10  

Общее количество видов лишайников 

3

2

2

3

2

3

2

3

2

3

В том числе - накипных

2

1

1

2

2

2

1

2

1

2

- листоватых

1

1

-

1

-

1

1

1

1

1

- кустистых

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Процентное покрытие лишайниками стволов деревьев

№ дерева/Площадка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее значение

Площадка № 1

56  

32  

48  

67  

52  

45  

39  

42  

45  

30  

45.6

Площадка № 2

76

64

61

92

70

58

67

82

77

65

71.3

 

В ходе работы были изучены две площадки зеленых насаждений, расположенные на различной удаленности от Московского проспекта.

Первое, определены формы и виды лишайников. На двух площадках присутствовали накипные и листоватые формы лишайников, кустистые формы отсутствовали. Это значит, что воздух на территории школы загрязнен. 

Количество видов лишайников, обнаруженных на второй площадке в 1,3 раза больше, чем на первой. Это позволяет сделать вывод о лучшем состоянии воздуха на удалении от Московского проспекта. Были определены следующие виды лишайников: пармелия бороздчатая Рarmelia sulcata, ксантория настенная Xanthoria parietina, фисция звездчатая Physcia stellaris.

Второе, результаты подсчета процентного покрытия лишайников стволов деревьев показали, что площадь покрытия на второй площадке в полтора раза выше, чем на первой. Это свидетельствует о лучшее состояние воздуха за зданием школы.

 

 Заключение

          На основании проведенной работы можно сделать вывод о том, что воздух на территории школы подвержен загрязнению. Состояние воздуха на территории школы зависит от удаленности или близости к Московскому проспекту. Чем дальше от него, тем состояние воздуха лучше.

 

 

 

 

 

свернуть

Задание 5.2.

  1. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Задание 5.2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения:  январь – февраль 2023 года

Участники: учащиеся 7 «Г» класса, классный руководитель Мелешко Н.П.

Список учащихся:

1. Авдеева Татьяна

2. Боженков Кирилл

3. Бурень Владимир

4. Волков Артем

5. Ильин Тимофей

6. Исаков Алексей

7. Карава Дмитрий

8. Карбалевич Иван

9. Карелин Даниил

10. Кукишев Алексей

11. Македонов Евгений     

12. Махорина Александра

13. Нижников Станислав

14. Пантелеев Игнат

15. Привада Никита

16. Радкевич Матвей

17. Степанова Виктотрия

18. Талашова Софья

19. Чернявская Алина

20. Шушарин Егор

21. Юрченко Никита

 

Взяли снег на двух участках:

1)  в зеленом массиве между зданием школы и Московским проспектом;

2) за зданием школы на спортивной площадке.

Растопили снег и провели исследования образцов воды.

№ 1. Определили цвет воды

Набрали воду в колбу. На белом фоне бумаги определили цвет (бесцветная, светло-желтая, желтая, зеленоватая, бурая, голубая). Занесли результаты в таблицу.

№ 2. Определили запах воды

Налили в стеклянный мерный цилиндр воду и определили наличие запаха. Выставили баллы интенсивности запаха с помощью таблицы.

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах

1

Запах обнаруживается, если обратить на это внимание  

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчетливый запах

4

Очень сильный запах

5

 

№ 3. Определили прозрачности воды

 

 Налили в стеклянный мерный цилиндр воду. Разместили текст стандартного шрифта. Цилиндр с водой находится перед текстом. Прочитали текст сквозь водяной столб. Прозрачность оценили по одной из трех характеристик (прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная).

 

 № 4. Наличие осадка

 

 Отстаивали воду в течение суток. Наблюдали, выпадает ли осадок.

 

Результаты исследований

Образец

Цвет

Прозрачность  

Запах  

Осадок  

Образец 1. Зеленый массив

Бесцветная

Прозрачная

1

есть

осадок

Образец 2. Спортивная площадка  

Бесцветная  

Прозрачная

0

нет

 

Вывод

 № 1. Определение цвета воды. Вода, полученная из снега, собранного на двух участках, была прозрачной.

 № 2. Образец 1: очень слабый запах. Образец 2: запах отсутствует.

 № 3. Текст читался в двух образцах.

 № 4. Образец 1: есть осадок. Образец 2: нет осадка.

Заключение

В результате исследований  установили, что в обоих образцах вода была бесцветная и прозрачная. В образце № 1 присутствовал очень слабый запах и осадок. В образце № 2 запах отсутствовал и осадка не было.

Таким образом, на площадке № 1 (зеленый массив)  снежный покров более загрязнен (находиться недалеко от Московского проспекта). Значит, воздух загрязнен вредными веществами, при таянии снега они попадут в почву, продолжая оказывать негативное влияние. Площадка № 2 (спортивная площадка) снежный покров более чистый (удален от Московского проспекта). Значит воздух более чистый. Положение площадок относительно Московского проспекта определяет степень загрязнения воздуха.

 

 

свернуть