Мероприятия Зелёной школы (2023-2024 учебный год)

Графики сбора макулатуры и расхода природных ресурсов

Данные расчёты выполнены учащимися 11 класса Бабуриным Матвеем и Огурцовым Владиславом

Просмотреть расчёты...

свернуть

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОДНИКА В ЖИЛОМ РАЙОНЕ ШПИЛИ И ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

22.11.2023

Исследовательская работа на тему "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОДНИКА В ЖИЛОМ РАЙОНЕ ШПИЛИ И ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ" была проведена учащейся 11 класса Лещинской Марией. Получен диплом третьей категории на районном конкурсе исследовательских работ в марте 2023 года и отмечен дипломом участника на областном экологическом конкурсе.

 

Ниже прилагаются тезисы выступления: 


 

Недалеко от Витебска, от железнодорожной станции Лучеса, на правом высоком берегу реки Лучеса, располагается деревня Шпили. Сейчас это уже черта города. Старожилы деревни рассказали о роднике, водой которого пользовались в 40-60 –е годы прошлого столетия.

 

Цель работы:

определить географическое положение родника на правом берегу реки Лучеса в жилом районе Шпили, составить  его экологический паспорт.

 

Задачи:

- Охарактеризовать  геологическое строение территории, рассмотреть особенности образования подземных вод

- Найти родник, определить его местоположение

- Определить гидрофизические, гидрохимические  свойства воды родника

-  Предложить возможности использования

 

Актуальность  работы

Родники, источники, криницы всегда почитались в народе, привлекали, притягивали людей. Родники являются источниками воды, без которой нет жизни. Чем больше будет известно родников, нанесено их на карту, тем больше мы будем знать о природе своей малой родины.

 

Гипотеза

В жилом районе  Шпили построен водозабор, следовательно, есть водоносные горизонты, значит, в этой местности должны быть родники.

 

Методы:

- аналогий;

- описательный;

- картографический;

- сравнительный;

- физико-химические методы (титрование, РН-метрия).

 

Практическая значимость работы состоит в популяризации найденного родника как перспективного места отдыха на высоком берегу Лучесы

Расположен район в пределах Восточно-Европейской платформы, она имеет двухъярусное строение: нижний ярус -кристаллический фундамент, верхний- осадочный чехол. Он состоит из рыхлых горных пород четвертичного возраста – водонепроницаемых глин, водопроницаемых –песка, гравия, гальки, водовмещающих – известняков, доломитов.

Район  располагается в лесной природной зоне умеренных широт,  выпадает - 500-700 мм осадков в год, коэффициент увлажнения 1,5- 1,0.

Благодаря достаточному количеству атмосферных осадков, чередующихся слоев горных пород, круговороту воды  на территории велики запасы подземных вод.

 

****

 

Изучив литературу по данному вопросу, выяснили, что южные части нашего города снабжаются  подземной артезианской водой из водозабора «Лучеса», который расположен  в  жилом районе  Шпили, на правом берегу реки Лучеса. От старожилов этих мест узнали, что в 50-60-е годы прошлого столетия местные жители брали питьевую воду из криницы, которая находилась в правом борту реки Лучеса, напротив одного из домов. С течением времени в деревне построили колонки и необходимость брать воду из родника отпала. Родник затерялся в растительности.

Осенью 2021 года первоначально нашли родник, определили его координаты. Затем провели гидрофизический анализ воды. Физические особенности воды источника: вода прозрачна, без цвета, без запаха, вкус и привкус не ощущается, осадка нет, температура воды +9°С (сентябрь 15 ч.). Вода из родника течет в реку Лучеса, прослеживается русло родника, где обнаружена галька, песок желтоватого, коричневого цвета.

Вывод: гидрофизические свойства соответствуют норме.

 

****

 

Гидрохимический анализ воды: примеси в воде соответствуют ПДК

Показатель рН в норме и составляет – 7.

Содержание: гидрокарбонат ионов – 335.5мг/л;

Количество ионов SO4 2- – менее 5мг/л,

Количество ионов NO-3 менее 0.5мг/л.

Обнаружены хлорид-ионы.

Содержание суммарного железа в норме и составляет менее 0.05 мг/л.

 

 В ходе опыта по определению жесткости воды не было получено осадка и образовалось много пены, а это свидетельствует о том, что вода из родника Шпили мягкая.

 

Был составлен экологический паспорт родника:

     Название источника –родник Антонины.  Координаты 55⁰8'46''с.ш., 30⁰11'57''в.д.  (55.14632/30.19977).

Город Витебск, д. Шпили, улица Слободская, у дома № 37.

    Элемент рельефа – правый склон реки Лучеса  в 20 м от уреза воды, на расстоянии 25 м от бровки долины.

    Геологические условия выхода воды. Водоносный пласт, из которого вытекает подземная вода – песок светло- коричневого цвета, мелкозернистый, мощность пласта 0,5 м. Ниже залегают  породы водоупорного пласта – глина темно-коричневого цвета, мощность 0,3 м. Выход воды на поверхность – из промежутков между частицами пород. Характер вытекания воды спокойный – 200 мл за 3 минуты,. Высота источника над уровнем воды в реке -15 м. Расстояние источника от уреза реки –  20 м.

Почвы- пойменно-болотные, торфяно-болотные.

Растительный мир : ольха, орешник, осина, калина. Травы: аир обыкновенный, чесночница черешковая, хмель обыкновенный, осока, лютик ползучий.

Животный мир : лягушки, черви.

Физические особенности воды источника: вода прозрачна, без цвета, без запаха, вкус и привкус не ощущается, осадка нет, температура воды +9°С (сентябрь 15 ч.). Вода из родника течет в реку Лучеса, прослеживается русло, где обнаружена галька, песок желтоватого, коричневого цвета.

 

Гидрохимические особенности:

показатель рН в норме и составляет – 7. Содержание: гидрокарбонат ионов – 335.5мг/л; Количество ионов SO4 2- – менее 5мг/л, количество ионов NO-3 менее 0.5мг/л. Обнаружены хлорид-ионы. Содержание суммарного железа в норме и составляет менее 0.05 мг/л. В ходе опыта по определению жесткости воды не было получено осадка и образовалось много пены, а это свидетельствует о том, что вода из родника Шпили мягкая.

Вывод:  примеси в воде  соответствуют ПДК, родник влияет на окружающую местность- размывает склон реки, заболачивает территорию. В настоящее время в хозяйстве не используется.

 

****

 

В процессе работы:

Охарактеризовано геологическое строение территории и процесс образования подземных вод.

Найден заброшенный родник, определены географические координаты, информация размещена на интерактивной карте «Родники Беларуси».

Определены гидрофизические, гидрохимические свойства воды родника.

 

****

 

 В настоящее время родник не используется населением, затруднен подход к нему. Подойти к нему  можно через земельный участок дома № 37 или  вдоль ограды  вправо от дороги при въезде в  Шпили со стороны водозабора.  Родник назван в честь жительницы  деревни – родник Антонины. За лето 2022 года родник удалось облагородить: трава скошена, убраны гнилые и сухие сучья, расчищен родник и  русло ручья. Летом и осенью 2023 г работы продолжились: оборудован спуск к роднику от дома, поставлена скамейка. В этом месте берег реки Лучесы очень высокий, крутой спуск к реке и к роднику, и оно  в перспективе может стать хорошим местом отдыха для местных жителей – здесь очень красиво. Найденный родник – еще один штрих в изучении, познании природы своей малой родины. Данные исследования представлены на классных и информационных часах в школе, на сайте школы.


свернуть

Географо-эколого-туристские сборы для учащихся 6-х классов.

 

6 "А"
Белан Виктория
Ворона Виктория
Гапеева Ульяна
Дрозд Анастасия
Дубовская Александра
Ерохова Полина
Замотин Иван
Кананеров Дмитрий
Киров Владислав
Коляда Полина
Комарова Дарья
Кондратенко Глеб
Кутькин Яков
Лошаков Алексей
Матюш Владислав
Милош Евгения
Новикова Мария
Овсянкина Елизавета
Павленко Михаил
Разгонова Елизавета
Разгонова Мария
Романовский Тимофей
Скрипкин Кирилл
Следнев Иван
Счасная Анна
Тетерич Андрей
Титюев Матвей
Якушев Артем
Янушкевич Михаил

 

6 "Б"
Альшаникова Полина
Анищук Борис
Бегунов Малик
Василёнок Арсений
Горелова Яна
Гречаникова Ева
Данченко Тимур
Елсакова Софья
Ермаченок Ангелина
Ермашкевич Игорь
Забелло Артур
Иванов Иван
Иванова Полина
Ивченков Иван
Ивченкова Виктория
Карпенко Анна
Карпенко Марьяна
Карпович Александр
Киселёв Вадим
Коваленко Максим
Коснова Алиса
Лапковский Демид
Новицкий Даниил
Пузатко Евгения
Сёмкин Илья
Стаселько Анна
Суринов Илья
Хорецкий Тимофей
Чабатарович Матвей
Чернышева Кира
Шушкова Александра

 

6 "В"
Аношко Виктория
Бернат Матвей
Бордюков Александр
Будникова Валерия
Горовой Егор
Демидович Кирилл
Ерофеев Мирослав
Жигунов Гордей
Жидко Валерия
Клепиков Максим
Климова Арина
Костюченко Ян
Краско Константин
Кузнецова София
Лазаренко Гордей
Левшицкий Дмитрий
Млявый Тимофей
Морозова Алина
Наумова Дарья
Никитенок Дарья
Орехова Ульяна
Орлов Гардей
Прудникова Полина
Самуйлов Глеб
Сиваченко Ксения
Смирнов Артём
Цибульская Ксения
Шматенок Тимофей
Шуганова Ульяна
Якушев Илья

 

6 "Г"
Андреев Кир
Антоненко Варвара
Баравков Марат
Булыкина Аливия
Ермолаева Анна
Ивченкова Милана
Изощенко Константин
Казел Валерия
Корнийчук Макар
Курс Богдан
Лафаенко Тимофей
Майоров Роман
Масалков Владислав
Махренков Ярослав
Никитина Софья
Панферович Виктория
Паучок Ульяна
Побылица Алексей
Саверченко Михаил
Савченко Алексей
Сивицкий Ярослав
Симонов Матвей
Соловьев Петр
Спиридонов Андрей
Флегонтов Павел
Щучкин Артем

 

6 "Д"
Аквит Артём
Берестень Денис
Боровик Ярослав
Виеру Максим
Головачева Дарья
Гулич Егор
Кибаров Кирилл
Козлов Петр
Колдуненко Павел
Кондратова Александра
Костюкевич Кирилл
Красновская Анна
Крыжевич Иван
Кутькина Анна
Новельский Ярослав
Орехов Иван
Приставко Роман
Северин Дмитрий
Смирнов Тимур
Тункель Карина
Шведко Матвей
Щека Артём
Щербенок Михаил
Яковлев Роман

 

Время проведения – сентябрь 2024.

Участники - учащиеся 6-х классов.

 

 Сценарий

             Туризм- массовая форма активного отдыха и оздоровления людей,  одно из средств воспитания. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками архитектуры, выполняют общественную работу, проводят наблюдения за природой, охраняют ее.

           Путешествия бывают плановые и самодеятельные. Плановые совершаются по заранее организованному маршруту, с предоставлением различных услуг специальной организацией. В самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением, разработкой графика движения.

           К сожалению, этот вид туризма несколько снизил свою популярность ввиду разных причин: дороговизны путешествий, приверженность к комфорту и даже лени. А ведь правильно организованное и проведенное туристское самодеятельное путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие, спортивное совершенствование, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, мужество и инициативу. Когда-то туристские слеты школ были обычной практикой. На целый день учащиеся уходили к ближайшей речке или в лес, проводили различные конкурсы, состязались в умении ориентироваться и оказывать первую медицинскую помощь, ловкости при перемещении по канату и разжигании костра, в знаниях топографических знаков и исторических фактов малой родины, в понимании необходимости бережного отношения к природе страны.

      В школе решили возродить незаслуженно забытые традиции в виде географо-эколого-туристских сборов для шестых классов, так как именно в шестом классе школьники начинают изучать новый предмет «География». Наука география –комплексная, предметом ее исследований являются все компоненты природы – горные породы, вода, воздух, растения, животные, и они находятся во взаимодействии друг с другом, зависят друг от друга. Эта наука изучает и взаимодействие человека и природы. Поэтому наше мероприятие охватывает все данные аспекты  в виде различных конкурсов.

    Цели мероприятия:

  • формировать интерес у учащихся к учебному предмету «География»,
  • познакомить учащихся с основами туристической деятельности,
  • способствовать формированию умений работать в команде.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с работой на местности с помощью компаса и топографической карты.
  2. Проверить знания примет ясной и дождливой погоды, лекарственных трав и других растений нашей местности.
  3. Предоставить учащимся возможность показать себя ловкими, сильными, умелыми, смекалистыми.
  4. Создать условия для формирования убеждений о необходимости знаний о взаимосвязях в географической оболочке и значении человека для малой родины.

 

Ход мероприятия

  1. Сбор команд и их болельщиков на школьном дворе.
  2. Построение, представление команд: название, девиз, эмблема.
  3. Приветствие, представление жюри, инструктаж, получение плана школьной территории и карточки передвижения.
  4. Прохождение командами маршрута.
  5. Подведение итогов.
  6. Пока жюри работает, команды вместе с болельщиками поют «песни у костра.

 

Карточка передвижения команды___класса.

№ станции

Название

Время прибытия

Время убытия

 

Баллы

 

Примеч.

1.

Костер

 

 

 

 

2.

Котелок

 

 

 

 

3.

Лесовичок

 

 

 

 

4.

Метеоролог

 

 

 

 

5.

Азимут

 

 

 

 

6.

Топогр. знаки

 

 

 

 

7.

Скорая помощь

 

 

 

 

8.

Полоса препятствий

 

 

 

 

9.

Экологическая

 

 

 

 

10.

Наша Родина- Беларусь

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Все станции расположены на школьном дворе. Командам дается план-схема школьного двора с отмеченными станциями. В карточке передвижения у каждого класса указана последовательность прохождения станций. На станциях работают учащиеся старших классов.

 Оборудование:

  1. Название станций.
  2. Набор необходимых предметов, карточек передвижения, грамоты для награждения.

В сборах задействованы учителя музыки и пения, физической культуры, географии, биологии, 18-20 учащихся –старшеклассники-судьи на станциях, команды классов – по 6 человек и болельщики.

Станция «Костер»

Командам необходимо с помощью трех спичек разжечь костер, добиться, чтобы перегорела нитка.

Станция «Котелок»

Командам дается набор «продуктов», из которых необходимо «приготовить» завтрак, обед, ужин в походных условиях.

Станция «Азимут»

Командам дается компас и предлагается найти азимут на заданный предмет, и определить объект по заданному азимуту.

Станция «Топографические знаки»

Командам показываются топографические знаки, члены команды должны их назвать.

Станция «Лесовичок»

Члены команды должны найти на территории школьного двора 10 разновидностей листьев разных растений и назвать их.

Станция « Полоса препятствий»

Участники команды «бегают по кочкам», «переправляются на другой берег реки с помощью канатов», «проходят серпантин дороги» и т. п.

Станция «Метеорологическая»

Дым стелется по земле (пасмурно). Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают (ясно). Вечером обильная роса (ясно). Куры и воробьи купаются в пыли (пасмурно). Раньше времени закрывают свои цветы одуванчики (пасмурно). Звезды слабо мерцают (ясно). Ласточки и стрижи летают низко над землей (пасмурно).

Станция «Экологическая»

  1. На лесной опушке вы встречаете медведя. Ваши действия?
  2. На одной из лесных тропинок вы встречаете птенцов, но гнезда, из которого они выпали, не видно. Ваши действия?
  3. Началась гроза, а вы заблудились в лесу. Что делать?

Закончи предложения: «Что может сделать один?»

  1. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…..
  2. Не выбрасывай старые игрушки и книжки, они могут…..
  3. Узнай, где поблизости пункт приема макулатуры и……
  4. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…….
  5. Экономь электроэнергию и горючее, если можно, чаще пользуйся……..

Пофантазируйте, что было бы, если бы………

-вдруг исчезли с Земли все цветы,

-не стало бы воды,

-исчезли бы птицы?

        Подумай!

  1. Почему кора у березы даже летом прохладная?
  2. Перечислите предметы, по которым можно ориентироваться в лесу.
  3. Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору?
  4. Как вы думаете, какое дерево в лесу самое важное – ель, береза дуб или сосна?

Узнай, о чем идет речь?

     1.Это бывает разноцветным, это трудно сломать.

Если ее поджечь, то появится едкий черный дым.

У меня много игрушек сделано из нее.

Предметы, сделанные из нее весят мало.

Ее нельзя выбрасывать, т. к. в природе она не разлагается.

2.Его делают из песка

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Чаще всего оно прозрачное.

Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

Когда падает, оно разбивается.

3.У нас это получают из древесины.

Это легко горит.

Его изобрели китайцы.

Из этого получается много мусора.

На этом обычно рисуют или пишут.

Станция «Наша Родина – Беларусь»

Вопросы по истории страны, города Витебска. 10 правильных ответов – 10 баллов.

Станция «Скорая помощь»

  1. Ваши действия при укусе осы. 2. Ваши действия при ушибах, гематомах, растяжениях. 3. Как остановить кровотечение? 4. Как помочь пострадавшему от солнечного, теплового удара? 5.Как вести себя при грозе, громе?

         Награждение победителей по разным номинациям: «Лучший ориентировщик», «Юный метеоролог», «Лучший топограф», «Лучший эколог», «Лучший краевед». Отдельно награждается лучшая команда в песенном конкурсе.


свернуть