Материалы в помощь классному руководителю
Материалы для нравственного классного часа «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Много ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
- Каковы были ее жизненные ценности?
Материалы для беседы-рассуждения «О товариществе и дружбе»
Ученики Павлышской школы, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы».
«Законы дружбы»
- Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
- Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
- Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
- Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
- Дружба испытывается в беде и в опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
- Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма. Учит презирать корыстолюбие.
- Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Материалы для классного часа «Дружба и умение быть другом»
История о короткой дружбе
Придя домой, Яша услышал какой-то странный визг и писк. Зайдя на кухню, он увидел коробку, в которой ползал маленький черный щенок и жалобно скулил. Яша от радости тоже взвизгнул и стал подпрыгивать на месте. Наконец-то его давнишняя мечта сбылась и у теперь есть своя собака и настоящий преданный друг. Он уже давно знал, что назовет свою собаку Мухтаром, как в фильме про одну умную и смелую полицейскую овчарку. Яша долго держал щенка на руках, гладил его, рассматривал со всех сторон, потом спросил у мамы какой он породы.
- Не знаю, сынок, - ответила мама, - спроси-ка лучше у папы. Это он сегодня, когда шел с работы, подобрал на улице одинокого щенка.
Но оказалось и отец его тоже не знал о породе щенка Н а следующий день Яша пошел в библиотеку, нашел там книги про собак и стал их листать. В одной книге он увидел фотографию с черными щенками, ну прямо точь-в-точь как его Мухтар. А под фотографией была надпись «Щенки немецкой овчарки».
- Ура, - воскликнул Яша, - у меня будет своя умная и красивая овчарка.
Шло время. Щенок подрастал, его пора было каждый день выгуливать во дворе, Яша на свои деньги купил ему ошейник, длинный поводок и каждый вечер выводил своего Мухтара во двор. Он гордо прогуливался с ним мимо остальных ребят и часто хвастался своей породистой собакой.
- Вот, глядите, какая у меня настоящая немецкая овчарка, знаете, какой Мухтар будет умным и сильным, когда вырастет, - говорил он своим приятелям. – Я его выучу, а когда он станет большим, то кучу медалей и наград получит. Я с ним в милиции бандитов ловить буду.
С каждым днем дружба между мальчиком и его щенком становилась все крепче и крепче. Они всюду были неразлучны. Когда Яша уходил утром в школу, Мухтар садился возле двери и скулил до Яшиного возвращения. А как только дверь открывалась и на пороге появлялся Яша, Мухтар радостно тявкая и виляя хвостом, бросался ему навстречу, и старался лизнуть языком лицо любимого друга. Он был уверен, что в целом мире нет никого лучше его Яши.
Мухтар быстро рос, но с каждым днем становился все больше похожим не на овчарку, а на обыкновенную дворнягу. Вскоре это стали замечать и другие.
- Где же твоя овчарка, -насмехались некоторые ребята со двора. – А еще говорил, что в милицию пойдешь бандитов ловить. Твоя дворняга в милиции никому не нужна.
Насмешки очень часто повторялись. Когда Яша выводил гулять Мухтара. И он, не зная, что ответить, готов был со стыда провалиться под землю. Теперь он стал стесняться своей собаки и старался не показываться с ней во дворе, когда там играло много ребят.
- Вот навязалась на мою голову эта противная дворняга, - думал Яша. – Кругом все смеются, а мне с ней гулять приходится у всех на виду.
Теперь он часто злился на Мухтара из-за всякой ерунды и мог запросто за малейшую оплошность сильно хлестнуть его поводком и ли ударить рукой.
А Мухтар никак не мог понять, за что это вдруг это вдруг самый близкий на свете человек его невзлюбил. Ведь он же не делал ничего плохого, всегда старался быть послушным и радовать своего друга.
- Может, я громко лаю, - думал Мухтар. – или, может, нельзя облизываться языком и вилять хвостом.
Но все, что бы ни сделал Мухтар, обязательно не нравилось его другу Яше. Теперь уже Мухтар не был тем веселым и игривым щенком, каким был раньше, он боялся сердить своего друга и старался быть тихим и незаметным.
Вскоре Яша перестал появляться во дворе со своей собакой. Теперь он по вечерам ходил выгуливать Мухтара в небольшой парк, недалеко от дома, где их никто не мог увидеть. Так продолжалось недолго, до тех пор, пока в парке не произошел один случай…
В тот вечер. Гуляя с Мухтаром. Яша заметил стаю незнакомых бродячих собак. Они, громко лая, бегали по парку. А потом вдруг неожиданно бросились в его сторону. Собаки быстро приближались, а их злобное рычание становилось все громче и громче.
И вдруг Мухтар рванулся вперед. Он вырвал поводок из Яшиных рук и, защищая своего друга. Кинулся навстречу собакам. А Яша бросился бежать. Позади себя он услышал взвизги и рычание, но бежал не останавливаясь. И даже не обернулся посмотреть, что с его другом.
Мухтар отчаянно дрался с целой стаей собак. Он знал, что их нужно во что бы то ни стало задержать, но силы были не равны. В ту ночь Мухтар остался лежать совсем один.в пустом безлюдном парке среди высокой травы. Встать он не мог. Каждое движение приносило ему нестерпимую боль. Где-то вдалеке проезжали машины, ветер над головой шептал листьями. И лишь одинокая луна с грустью смотрела прямо ему в глаза.
- Где он? – думал Мухтар, - почему он не вернулся? Что с ним? Жив ли он? Сумел ли убежать от собак? Может быть, он так же, как и я, где-то лежит и ему нужна помощь?
Собрав оставшиеся силы, Мухтар медленно, скуля от боли, пополз по следу своего любимого друга. По запаху следов он выполз к дороге. Следы вели через улицу к высоким домам, в которых жили люди.
- Он успел, он успел, - были последние мысли Мухтара, и его глаза закрылись.
А в это самое время Яша спал в своей теплой постели. Он и не думал о том, что Мухтару нужна помощь. Вечером, вернувшись домой, Яша стал играть, а про Мухтара соврал, сказав родителям, что потерялся.
Теперь каждый раз, встречаясь на улице с какой-нибудь дворнягой. Яша, вспоминая тот злополучный вечер в парке, быстро опускал глаза и отворачивался. Почему-то стыдно ему было смотреть в собачьи глаза.
Такая вот история о короткой дружбе, в которой простая дворняга до последнего вздоха оставалась настоящим, верным и преданным другом. Умейте быть настоящим другом.
- Настоящим ли другом оказался Яша?
- Как можно назвать поступок Яши?
- Мог бы Яша спасти Мухтара. Если бы вернулся вечером к нему?
- Любил ли Яша своего Мухтара?
- Вы бы стали стыдиться своей собаки-друга, если бы вдруг вместо овчарки она выросла дворнягой?
- Вы захотели бы дружить с Мухтаром, спасли бы его, взяли бы его к себе домой?
- Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно?
Информационный час на тему "История неравнодушных"