IX Туровские Епархиальные Образовательные Чтения на тему: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание в учреждении образования»

Гражданско-патриотическое воспитание является важным этапом в развитии современного общества. Кроме этого, 22социокультурная ситуация в Беларуси в XXI веке, характеризуется постепенным усилением поиска путей преодоления конфликтов, возможностей для конструктивного разрешения социально-политических, экономических и других противоречий, создала объективные предпосылки для перехода системы образования на новую, соответствующую современным реалиям, парадигму образования.

Особенно актуальной становится проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся, которая возрастает в силу ее особой значимости для целостного развития личности, интеллектуально развитой, готовой к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

Патриотическое воспитание личности начинается с познания своей Родины, своего отношения к ней, а также с уважения к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории. А кульминацией патриотического воспитания является развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Основная задача государственной политики в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного идеалами добра и справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества».

Очевидно, что воспитание патриота – это социальная потребность современного общества. Кроме того, современные реалии   диктуют нам воспитание такой личности, которая бы могла ответить на вызовы современности и сделать свой правильный выбор.

Одной из главных целей образования, определенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии [1, с. 218]. Задача же школы состоит в том, чтобы учащиеся могли бы на практике активно выполнять свои гражданские обязанности.

В нашем учреждении образования решение этих важных задач осуществляется через интеграцию образовательной деятельности, усиление роли учебных занятий гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширения рамок воспитательного пространства учебного занятия, через выстраивание отношений взаимодействия учебного заведения с социальными институтами воспитания.  Таким образом, основополагающей целью, стоящей перед учреждением образования, на наш взгляд, является создание условий для становления интеллектуально развитой, творческой, ответственной личности, осознающей ценность культурного и исторического наследия белорусского народа, готовой к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством.

В воспитании чувства любви к Родине особая роль принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение учится служению Отечеству.  Именно с этой целью, в феврале 2022 года администрацией ГУО «Средняя школа №31 г. Витебска имени В.З.Хоружей» было принято решение об открытии музейной экспозиции «Жизнь безгранично прекрасна, а жизнь в соединении с борьбой счастье», посвященной В.З. Хоружей. Эта экспозиция является связующим звеном между подрастающим поколением и героическим прошлым нашей Родины.  А 1 сентября 2022 года в рамках проекта Республиканского общественного объединения «Патриоты Беларуси» совместно с федерацией профсоюзов на территории школы у бюста, установленного в честь В.З.Хоружей, появилась табличка с QR-кодом. Теперь с помощью специального приложения на смартфоне любой желающий может отсканировать этот код и получить необходимую информацию о героическом прошлом Веры Захаровны.                                                                                       

Здесь же хотелось бы отметить еще одну акцию, которая ежегодно проходит в школе и в которой учащиеся с удовольствием принимают участие. Это акция «Удели внимание ветерану». Каждый из нас может оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны в их повседневной жизни. Нельзя забывать о тех, кому необходимо наше чуткое отношение и внимание. Уважение и почтение к старшему поколению — это отражение культуры и воспитание народа. В ходе данной акции, ребята убирали приусадебные участки, собирали листву, красили заборы, помогали с уборкой помещений.

Живой интерес вызвала у учащихся областная челлендж-эстафета «Стихи Победы». Целью данной акции было желание передать свое уважение памятью и стихами тем, кто защищал нашу Родину. Также хотелось бы отметить фестиваль военно-патриотической песни«Песня в солдатской шинели». Этот фестиваль дал возможность подрастающему поколению осознать свое единство с народом, чувство долга перед обществом, а также вызвал у учащихся особое состояние души, эмоциональный подъем.

Важным средством патриотического воспитания является экскурсионная деятельность. Однако, на наш взгляд, прежде чем посещать исторические места, необходимо провести информационно-разъяснительную   работу, чтобы немного ознакомиться с теми местами, куда будет организована экскурсия. Так, например, для учащихся 7-х классов была организована экскурсия в Музей истории Великой Отечественной войны.  За несколько дней до экскурсии учителя истории провели с детьми устный журнал о событиях Великой Отечественной войны, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему событию, желание самим более подробно ознакомиться с дополнительными источниками информации, а также оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии.

Не маловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» («ШАГ»). Врамках этого проекта в учреждение образования были приглашены: член Молодежного парламента при Витебском областном Совете депутатов, член Молодежного парламента (Совета) при Национальном собрании Республике Беларусь первого созыва, член БРСМ А. Ярощенко, генеральный директор Центра культуры «Витебск», директор международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Г.А.Лапицкий и другие. Общаясь в неформальной обстановке, учащиеся, многие из которых стремятся стать банкирами, директорами начинают понимать, что эти люди ответственны за действия и поступки всего коллектива и, что главноев их работе — это слаженный коллектив и необходимость объединения для достижения поставленной цели. Именно такие неформальные встречи помогают формировать у учащихся представления не только об «успешном гражданине», но и формируют активную гражданскую позицию.

На наш взгляд, особая и первостепенная роль в нравственном и патриотическом воспитании принадлежит семье. Только благодаря личному примеру родителей, у учащихся будут формироваться такие качества личности как нравственность, гуманность, патриотизм. А школа должна посодействовать тому, чтобы у всех членов семьи было желание как можно больше времени проводить друг с другом, интересоваться увлечениями и по возможности поддерживать друг друга в своих начинаниях.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании играют детские и молодежные формировании. Так, в 2020-2021 учебном году на базе V «Б» класса был создан клуб «Добрые сердца». Задачи: привитие учащимся навыков трудолюбия, творческого мышления, бережного отношения к материальным ценностям, воспитание гражданина и патриота своей страны. С учащимися этого класса классным руководителем были проведены мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Например, было изучено генеалогическое древо «Мое семейное дерево», была проведена спортландия «Мама, папа, я - дружная семья», был реализован проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и другие.

Конечно, в нашем докладе, мы остановились не на всех мероприятиях, которые проводятся в учреждении образования, а только на тех, которые на наш взгляд, сыграли значимую роль в формировании гражданско-патриотического воспитания школьников.

Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, то, что мы вложим в ребят сегодня, даст свои плоды уже завтра.  История нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны.

 

Литература

Кодекс Республики Беларусь об образовании /-Национальный центр правовой информации, 2022. – 512 с.

поделиться в: