Зачем нужен детский психолог?
С какими проблемами стоит обращаться к детскому психологу?
Иногда незначительные неудачи (с точки зрения взрослого) воспринимаются ребенком очень болезненно. К примеру, несколько фраз, сказанных с определенной интонацией, которые взрослый забудет через пару минут, ребенок может воспринять как жизненную установку. Детский психолог поможет решить такие проблемы, как низкая самооценка, детская агрессивность, страхи, тревога.
Также нередки трудности социальной адаптации среди детей. Это проблемы в отношениях со сверстниками, затруднения в общении, проблемы с успеваемостью, низкая мотивация к учебе и конфликты со взрослыми. Проблемы могут возникать и с детско-родительскими отношениями – ребенок может быть непослушным, упрямым и капризным.
Однозначно психолог нужен, если ребенок пережил травматическую ситуацию: насилие, чрезвычайные ситуации, смерть близкого человека, развод родителей, смену детского сада или школы.
Как определить, когда ребенку нужна психологическая помощь?
То, что ребенку нужен детский психолог, можно определить по общим факторам. Если ребенок плохо спит, потерял аппетит, если он долго не может на чем-то сосредоточиться, если появилась плаксивость или возникают вспышки агрессии, если вас просто что-то насторожило – не бойтесь обращаться к детскому психологу.
Как помочь ребенку самостоятельно?
Чтобы понять, что происходит с ребенком и не нарушить его равновесие еще больше – не спрашивайте его об этом напрямую. Лучше попросите его сочинить сказку. Понаблюдайте, а лучше запишите, что он рассказывает о герое. Спрашивайте, что герой чувствует, как собирается найти выход из ситуации и помогает ли ему в этом кто-нибудь. Сказки – полезный инструмент для решения детских проблем, так как дети часто ассоциируют себя со сказочными героями и с их помощью находят выход из жизненных ситуаций, но очень важно уметь рассказывать их правильно.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок изменился, Вам тоже нужно меняться.
Если присмотреться, то станет заметным: дети – это зеркало родителей. Они «отзеркаливают» проблемы родителей и усиливают их. Например, если Вы не очень уверены в себе и жалуетесь на то, что Ваш ребенок застенчив – он не сможет измениться и стать уверенным за себя и за Вас. Если ребенок не может концентрироваться на своей цели или не имеет ее – обратите внимание на собственную собранность, целеустремленность и наличие цели у Вас.
Решение о том, чтобы посетить психолога с ребенком часто принимается в безвыходной ситуации, и вызывает много эмоций, как у родителей, так и у ребенка.
Родителям сложно признавать свою беспомощность, очень часто они находятся в конфронтации с ребенком, испытывают негативные чувства. Они бывают не удовлетворены своим родительством, чувствуют себя беспомощными перед проблемами, не получают от родительства то, чего хотели, или, наоборот, получают негатив и не могут с ним справиться. В этом состоянии неконструктивные эмоции, гнев часто направлены на ребенка. И тогда ищут кого-то третьего, кто поможет ребенка «перевоспитать» или «что-нибудь с ним сделать».
Такая ситуация вызовет наибольшее напряжение у ребенка. Его отказ идти на прием естественен. Потому что это воспринимается как наказание, а психолог, владеющий какими-то «тайными приемами» вызывает у ребенка ощущение опасности.
Что делать, когда ребенок не хочет идти к психологу? Как объяснить ребенку необходимость психологической помощи?
• Четко признайтесь в своих чувствах
Если Вы испытываете негативные чувства, злитесь, сердитесь, пытаетесь надавить на ребенка – признайтесь себе в этом. Это очень важно. Это позволит Вам сдвинуться с мертвой точки.
• Поставьте себя на место ребенка, и попытайтесь стать союзниками
Признайте за собой право на ошибку и возможность не справиться. Когда Вы скажете ребенку «У нас проблемы», или «Я не справляюсь», или «Мы с тобой не справляемся», или «Нам с тобой сложно, ты же сам видишь» — это констатация факта, который есть, и это честно. В этом случае Вы вместе с ребенком, Вы с ним наравне, не унижаете и не давите на него. Напротив – Вы просите у него помощи, и это намного приятнее для ребенка, чем когда Вы пытаетесь его наказать.
• Осознайте негативные чувства по поводу своего визита
Возможно, Вы сами испытываете страх, страх социальной оценки, тревогу. Если Вы опишите эти чувства или хотя бы подумаете о них, они уже не будут влиять на ребенка так сильно, как влияли до этого.
• Составьте список вопросов к психологу
Составьте список сами и попросите ребенка о том же. Спросите, что он хотел бы улучшить в Ваших отношениях или в каких-либо других взаимоотношениях (в детском саду, школе, с друзьями). Когда дело будет касаться не Ваших детско-родительских отношений, Вы можете обсудить это со своим ребенком, стать его доверенным лицом. Самое главное – не придумывайте ничего и не обманывайте ребенка. Если он увидит это, Вы потеряете его доверие. Будьте честными со своим ребенком. И тогда ребенок точно не будет отказываться от Ваших предложений.
Как работает психолог?
• Выполняйте рекомендации, которые будет давать Вам специалист, работающий с ребенком. Создавайте условия для закрепления нового качества и полученного результата. Скорее всего, Вы будете разочарованы, если ждете строго определенного результата от участия ребенка в работе по психологической программе.
Например, Вы хотите, чтобы ребенок обязательно стал лидером/послушным/спокойным/ уверенным/активным или коммуникабельным. Такое «превращение» было бы очень удобным, но опасным и вредным для развития и становления личности ребенка.
Важно знать, что психология не работает «по заказу» или по щелчку пальцев. Конечно, результат бывает и очень конкретным, но важно поставить достижимые цель и сроки.
• Не всегда те изменения в поведении ребенка, которые помогут ему в дальнейшей жизни и сделают его более счастливым и успешным, будут приятными для Вас.
Ребенок, который всегда был послушным и «удобным» для мамы, но не мог отстоять свое мнение в группе сверстников, может начать отстаивать свои права и с мамой, выражать свою точку зрения, отказываться делать что-либо.
Ребенок, который всегда прятал свои эмоции, может начать их выражать. Иногда ребенок может учиться делать непривычное для него. Например, говорить «нет». Или разбираться в том, хочет он это делать или не хочет. Или прислушиваться к своим чувствам и желаниям и заявлять о них. Эти качества в дальнейшем помогут ему найти себя, быть психологически устойчивым, независимым и самостоятельным. Постепенно он научиться делать это корректно.
• Весь процесс на программах – игровой. Мы играем, «балуемся», кричим. И нам это нравится! Родители могут удивляться, когда на вопрос, что дети делали на занятии, ребенок отвечает «играли», «веселились» или даже «баловались!». Но в представлении ребенка это действительно так! Ведь весь процесс занятий в рамках психологических программ – игровой. Мы не говорим ребенку: «Сейчас мы будем развивать твою самооценку». Или: «Давай-ка поработаем с твоим доверием к миру». Мы предлагаем ребенку игры и интересные упражнения и следим, чтобы он выполнял их с радостью – в этом случае можно достичь оптимального результата.
• Если ребенок не хочет выполнять упражнение, мы не будем его заставлять. Это сопротивление возникает не просто так, не из-за лени или упрямства, а потому, что ребенок не готов к этому. И в этом случае принуждение не поможет.
На психологических занятиях мы развиваем индивидуальность Вашего ребенка, гармонизируем его психологическое состояние, развиваем его личностные качества способности и особенности. Это позволяет Вашему ребенку приблизиться к себе настоящему, к тому, каким он должен и хочет быть, к тому, что сделает его счастливым.