Поколение эпохи развлечений
Про подростков, проводящих все свое свободное время в интернете или играх, взрослые негодуют: «Ей бы только развлекаться», «У него одни игры на уме». Сегодня много разговоров о том, что современные дети хотят одних развлечений. Кто-то считает тягу детей к играм и развлечениям нормальной («Он же еще ребенок»), другие, наоборот, бьют тревогу.
В словаре «развлечение» истолковывается как «активная деятельность, в ходе которой человек получает удовольствие». В цифровом веке есть такое понятие как «блуждающее внимание». На детей обрушивается огромный поток информации в виде быстро сменяющих друг друга картинок, громких звуков и прочих факторов, которые прекрасно удовлетворяют нетерпеливую натуру ребенка. Не получая такого рода развлечения, дети начинают скучать, испытывают чувство потерянности, не знают, чем себя занять.
Другая сторона – это доступность информации. Мобильный телефон ребенок начинает воспринимать как средство развлечения и общения со сверстниками и в итоге становится потребителем информации, что препятствует развитию аналитических способностей. Тогда лучше сделать компьютер инструментом творчества: фотография, рисование, моделирование, основы программирования помогут ребенку из пассивного наблюдателя стать создателем информации.
Также в детском стремлении к цифровым развлечениям есть и социальный фактор. Дети рассказывают друг другу о новинках. Поэтому, если ты «не в теме», с тобой не будут дружить, ты не соответствуешь для общения.
Очень часто сами родители прерывают связь между собой и ребенком, ставя между собой и им компьютер или телевизор. Так удобнее заниматься своими взрослыми делами. Гораздо полезнее посмотреть один фильм или мультик всей семьей, а потом обсудить его, чем оставить ребенка одного перед экраном на целый день. Ребенок от природы имеет пытливый ум, активность, желание сотрудничать, вся деятельность лучше проходит со взрослым.
Подростки предпочитают развлечения, потому что они не знают ничего другого, им так удобнее или они так демонстрируют свой протест. В нередких случаях причины лени и инфантильности ребенка кроются в проблемах в семье, отсутствии эмоционального контакта с родителями, неуверенности, страхах, тревогах. Родители своим примером могут показывать ребенку активную жизненную позицию – ходить, гулять, посещать, ездить, проводить время вместе с детьми, чтобы ребенок понял, что есть много интересного за пределами видеоигр и развлечений. Вспомните забавы из детства – подушечные бои, прятки на даче, догонялки по квартире. Выберите то, что подходит вашей семье: настольные игры, домашние спектакли, спорт. Начинать нужно как можно раньше – тогда вы будете уверены, что ваш подросток вырастет разносторонним человеком, для которого весь интерес не заключается в компьютере или музыке эпатажной рок-группы.
В бытовом плане, создавая детям тепличные условия и беззаботную жизнь («Еще наработаешься»), родители сами переносят акцент с деятельности на отдых, развлечения и удовольствия. В подростковом возрасте возникает существенная проблема – подросток привык развлекаться, но уже не знает как, не интересуется жизнью семьи, не делает домашнее задание, не стремится поддерживать личную гигиену и порядок в своей комнате, а родители, указывая на его возраст, требуют совершенно другого поведения, которое не было заложено. Отторжение и нежелание что-то делать появляется у человека, когда он не видит в этом интереса или когда не получается, потому что не пробовал. В итоге – родители продолжают выполнять все функции, а взрослому ребенку остается только одно – развлекаться.
Вместе с ребенком (когда он еще маленький) установите распорядок дня: во сколько подъем, сколько времени отводится на игру, сколько на занятия, во сколько прием пищи, прогулка. Договоритесь с ним о правилах, определите его обязанности (например, убрать после игры в ящик игрушки). Договариваться нужно перед игрой и развлечениями, а не в процессе, строго соблюдать договоренности и не идти на поводу у ребенка.
В глубине души ребенок хочет на развлечений – он хочет быть любимым и понятым своими родителями. Дети, которым этого не хватает, пытаются игрой и развлечениями сублимировать недополученную родительскую любовь и внимание. Как бы заняты вы ни были, находите время для ребенка. Важна и атмосфера в семье: если ребенок чувствует, что в семье что-то не так, он будет искать необходимые ему эмоции в развлечениях.