Профилактика конфликтов в образовательной среде

05.04.2021

Профилактика конфликтов в образовательной среде

Межличностный конфликт — это ситуация, в основе которой про­тиворечие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и раз­решение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Типы межличностных конфликтов:

  1. Ценностные — это конфликтные ситуации, в которых разногла­сия между участниками связаны с их противоречащими друг дру­гу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер.

Являются наиболее трудно регулируемыми конфликтами.

  1. Конфликты интересов — ситуации, затрагивающие интересы сто­рон, которые оказываются несовместимыми или противореча­щими друг другу.

Также существуют два основных вида функций конфликта. К первому виду относятся конструктивные или позитивный. Ко второй группе относятся деструктивные или негативные.

Стили разрешения конфликта:

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.

Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон.

Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

В начальных классах конфликты между учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за хвостик, кто-то кинул бумажным шариком  в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. Так как для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.

Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов:

- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

- непосредственно пути разрешения конфликта;

- профилактика конфликтов.

Педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

 Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

 Второй момент — анализ ситуации без превратности.

 Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

 Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

 Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Рекомендации учителям

 Если вмешательство со стороны учителя необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

 После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

 Поговорите с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Рекомендации родителям:

В школе ребенок впервые сталкивается с агрессией. Однако только опыт родителей поможет им решить эту проблему. Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы и комплексы в его будущем.

Родители не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее.

 «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».

Далай Лама

поделиться в: