Упражнение «Поиск позитивного»
Часто, когда у человека возникает трудная ситуация, он думает, что выхода из нее нет. Тогда он опускает руки. Он думает: «Теперь все пропало. Жизнь пошла наперекосяк. Я ничего не могу сделать». Если так, он действительно становится беспомощным. Но такой человек не прав. На самом деле у него всегда есть выбор. Давайте посмотрим на эту схему.
Проблема:
- Оставить все как есть
- Произвести изменения
- Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема
- Изменить себя (реакции, взгляды, поведение, привычки)
- Изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:
- как условие для чего-то другого — хорошего;
- как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться, что понадобится в будущем:
- как катализатор внутриличностных ресурсов, развития личности и возможностей;
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Так что выбор есть всегда. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход.
«Формулы позитивного мышления».
Формула № 1. «Театр в табакерке»
«Если бы вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружают, как бы это выглядело? Опишите, что вы видите». Возможность увидеть проблему «сверху» помогает снизить преувеличенное негативное негативное значение происходящего, ощущение бессилия. Проблема видится в целом, становится яснее.
Формула № 2. «Вторая сторона медали»
«Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?». Стимулируется объективное, «объемное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы. Нельзя отвечать отговоркой или словами «Ничего хорошего нет». Даже в самом страшном есть позитивное начато. Это закон жизни и, как бы мы к нему ни относились, он действует. Найдите поистине существенный позитив.
Формула № 3. «Проблема как друг?»
«Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить. Для чего она появилась в вашей жизни?». В данном случае принимается позиция «сотрудничества» с проблемой. Происходит наполнение смыслом происходящего. Все это способствует разрешению проблемы.
Формула № 4. «Совет другу»
«Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?» . Мы решаем чужие проблемы гораздо легче, чем свои, так как видим их со стороны, целиком. Изменяя позицию оценивания, мы можем способствовать поиску решения.
Формула № 5. «Незамеченный ресурс»
«На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам: какие ваши качества, люди и обстоятельства?». Активизируется чувство собственных возможностей. Происходит пересмотр собственных ресурсов.
Формула № 6. «Маленькие кирпичики большой стены»
«Если мы захотим перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Давай продумаем, какие три первых кирпича ты вынешь из этой стены». Активизируется возможность достижения цели.
Формула №7. «У камина»
«Давай представим, что прошло какое-то время, и все, что происходит сейчас, оказалось в далеком прошлом. И вот ты сидишь у камина, рядом с тобой какие-то близкие люди, и ты рассказываешь историю о том, как однажды с тобой произошла одна история... Ты рассказываешь о событиях твоей ситуации и о том, как ты из нее сумел выйти. Расскажи эту историю прямо сейчас». Когда мы думаем о прошлом, все проблемы видятся с расстояния и ясно виден выход, который трудно было найти в то время. Обсуждение проблемы с большого по времени расстояния помогает найти решение, которое есть риск не заметить во время погружения в нее.