«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов

24.09.2020

«ШАГ» – «Школа Активного

Гражданина» – для учащихся 8-11 классов

 

Дата проведения 24.09.2020

 

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

 

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся использовала мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

В рамках данного этапа в качестве информационной основы

мероприятий проекта «ШАГ» использовано подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь»

(2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей

страны (с.42-45), а также материалы электронного приложения к данному

учебному изданию «Я и закон».

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

 

Ведущий организовывал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

 

Блок «Активный – значит ответственный»

 

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность. Никто не может быть освобождѐн от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.

 

Вопросы для обсуждения:

 

 Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Аргументируйте свой ответ.

 

 Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные

нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы?

 

 Что заставляет людей соблюдать моральные нормы? Приведите

ситуации, когда совесть побудила Вас совершить какой-либо поступок;

запретила Вам совершать какие-либо действия; контролировала Ваши

действия; призывала Вас изменить поведение.

 

 Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый

человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно

свободное и полное развитие его личности». Что такое обязанности? Какие

обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как

учащихся?

 

В фокусе обсуждения: единство прав и обязанностей, уважение к

законам государства, мораль, право, нравственность, совесть, правовой

статус.

 

Блок «Учимся понимать друг друга»

 

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир

ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет разрешать споры более безопасным для себя и окружающих способом; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

 

Вопросы для обсуждения:

 

 Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?

 Знаете ли вы о возможных правовых последствиях

неконструктивно разрешенных конфликтов?

 Что в вашем понимании «ответственное поведение в

конфликтной ситуации»?

 Возможно ли полностью избежать возникновения конфликтных

ситуаций? Аргументируйте свой ответ.

 Что необходимо предпринять для благоприятного исхода

конфликтной ситуации? Что бы вы включили в Правила конструктивного

общения и поведения?

 Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с

которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается

третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio –

посредничество). Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации?

 Могут ли учащиеся входить в состав школьной службы

медиации? Что может дать учащимся такой опыт?

В фокусе обсуждения: школьная служба медиации, лидерские качества,

самоуважение, школьное самоуправление, сотрудничество, умение

договариваться, ведение переговоров, взаимопонимание, уважение права

каждого на собственное мнений, коммуникативные навыки, бесконфликтная

школьная среда.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит

итоги.

 

– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

поделиться в: