Профилактика защиты половой неприкосновенности
Формирование культуры здоровья человека (профилактика защиты половой неприкосновенности)
возраст |
Что нужно знать учащемуся |
Почему это важно |
6-8лет |
Границы тела. Открытые и закрытые одеждой части тела. До каких частей тела можно дотрагиваться? (до плеча, волос, головы). У ребенка есть право сказать «нет», если он не хочет, чтобы его трогали. Если другие говорят ему «нет» и не хотят, чтобы их трогали, трогать не нужно ● Если сказал «нет», а другой человек не остановился, используй правило «Нет― уйди ― расскажи» : 1. громко и ясно говори «нет», 2. сразу отходи или уходи от этого человека, 3. сразу скажи кому-нибудь (маме, учительнице), что человек тебя трогает. ● Как взаимодействовать с другими людьми Игра «Круги» для игрового обсуждения опасных ситуаций: 1. В центре первого круга вы символически изображаете ребенка, а вокруг него круги. 2. Вы задаете ребенку вопросы про ваших родных, друзей и знакомых. 3. Ребенок располагает их в кругах: чем ближе ― тем интимнее, тем больше доверия. Например: «Кому можно открывать дверь, если ты дома оказался один?» Бабушка будет в ближнем круге. Сосед дядя Вася ― в дальнем: ему мы откроем дверь, только если мама и папа дома. Или вовсе не откроем. «Кому можно давать себя трогать?» Ближний круг: мама, пока не научусь мыться сам(а). «У кого можно взять конфету? У родной бабушки? А у приятной старушки на улице?». На вопрос про незнакомую старушку ребенок должен ответить «нет», потому что мы не учим детей брать, что попало и у кого попало. Эта игра помогает понять, что «опасный взрослый» — это любой взрослый, даже приятная женщина или подросток. Дети попадают в неприятные ситуации, потому что думают, что «опасный» — это волосатый дядя в черной маске, как в мультфильмах. ● Какие секреты все равно нужно рассказывать родителям Правило секретов: «Если тебе от секрета стыдно, страшно или плохо — нужно рассказать»
|
Ребенок научится останавливать нежелательное к себе поведение ➔ Поймет, что границы — свои и чужие — нужно уважать ➔ Не станет проявлять насилие сам и избежит таких действий по отношению к себе.
Ребенок учится, кому можно и нельзя доверять ➔ Это повод поговорить с ним про разные роли и разных людей в вашей жизни, дети не всегда понимают, что ваша вежливость с соседями — это не дружба, и они «не свои» ➔ Это убережет его от приставаний людей, которых, вроде бы, надо слушаться, в том числе старших подростков ➔ Многие дети в этом возрасте делают «крен» к ровесникам и создают «секретики». Иногда условие вхождения в группу — «не рассказывать ничего взрослым», а то будешь «ябедой» и «предателем». Порой это приводит к тому, что дети не говорят родителям о приставаниях, травле или буллинге. ➔ Ребенок знает, к кому из взрослых он может пойти со стыдными и страшными секретами
|
возраст |
Что нужно знать учащемуся |
Почему это важно |
9-11 лет |
Информация про тело. Мы все разные и все красивые, а реклама может лгать. Важно учить толерантности к разному росту, весу, формам ● Как меняется тело. ● Что делать, если с тобой не дружат, отвергают, не берут в компанию ● «Нет» значит «нет». Видео в социальных сетях лучше не смотреть, потому что оно недостоверно. Тебя обманывают ● Как оказывать знаки внимания и не быть навязчивым или нарушающим границы. |
Ребенок создает позитивный образ себя ➔ Ребенок получит грамотную информацию от вас и не будет бояться грядущих перемен ➔ Не будет проявлять насилие и не будет считать его приемлемым по отношению к себе ➔ Вы будете знать и сможете среагировать, если ребенка травят, преследуют или к нему пристают
|
12-13 лет |
Развиваем те же темы ● Что такое сексуальное домогательство и как от него защищаться ● Что делать, если ты узнал о сексуальном домогательстве по отношению к другу/подруге/однокласснику ● Если кто-то попытался что-то с тобой сделать и тебе стыдно ― виноват всегда тот, кто домогался ● Не все ресурсы интернета одинаково полезны. Порновидео нереалистично и вредно. ● Как алкоголь, наркотики влияют на принятие решений и на сексуальное поведение ● Что делать, если не хочешь стать изгоем в компании, но они предлагают что-то нехорошее (выпить, покурить, попробовать) ● Есть дружба, есть любовь, есть романтика ● Что делать, если тебе кто-то нравится и он уже чего-то от тебя хочет, а ты ― нет (в этом возрасте некоторые подростки начинают встречаться с людьми старше себя) |
Защищаем ребенка от сексуальных домогательств ➔ Учим его поддерживать, а не обвинять и не отталкивать тех, с кем это случилось. Так мы сможем ему помочь, если что-то случилось с ним ➔ Учится принимать свои решения, даже когда очень хочется быть частью компании ➔ Четко знает, что пока он/a не готов, никому нельзя уступать ➔ Думает о своем здоровье |
14-17 лет |
Законодательство РБ: уголовная ответственность за насилие, распространение эротических фото и видео, возраст вступления в брак, подростковая беременность и ответственность за нее. Недопустимы сексуальные посягательства и насилие. Что делать, если ты попал в такую ситуацию. И что делать, если в ней оказался близкий тебе человек. ● Как отличать «настоящее» от «ненастоящего». Что такое здоровые отношения и как их строить ● Решения должны приниматься осознанно: всегда нужно думать о последствиях ● В сексуальных посягательствах и насилии всегда виноват тот, кто насилует. ● «Нет» и «да» должны звучать ясно: «нет» значит «нет», а «да» значит «да» |
➔ Осознает, в хороших ли он отношениях или им пользуются ➔ Учащийся учится понимать, что принимаемые им решения ведут к последствиям и могут изменить его жизнь ➔ Научится оказывать посильную помощь себе и другому ➔ Будет учиться понимать себя и происходящее с ним |