5. Направление «Качество атмосферного воздуха»
Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: июнь 2022 года
Участники: учащиеся 6 «Г» класса, классный руководитель Ануфриев А.В.
Список учащихся:
1. Авферёнок Яна
2. Бакшанская Руслана
3. Белоус Роман
4. Богатко Алексей
5. Бондаренко Кирилл
6. Борисевич Артур
7. Дерябина Валерия
8. Доморад Ульяна
9. Зайцев Иван
10. Качан Елизавета
11. Конькова Софья
12. Королько Мария
13. Косарева Евгения
|
14. Куприянов Станислав
15. Лазовский Иван
16. Леошко Артем
17. Могучая Ксения
18. Муравьева Леона
19. Новицкая Екатерина
20. Петриченко Илья
21. Пшонко Мария
22. Радюль Дмитрий
23. Фролов Алексей
24. Шеряков Савелий
25. Шитенкова Дарья
26. Шубенок Артем
|
Этапы выполнения работы
Вначале на территории школы были определили две площадки: № 1 зеленый массив между зданием школы и Московским проспектом (удаленность 10-20 м), № 2 зеленая зона на стадионе за зданием школы (удаленность 100-150 м). На каждой площадке выбрали по 10 тополей, приблизительно одного возраста одинакового состояния.
Далее на каждой площадке определили формы и виды лишайников. Для этого использовали Атлас определитель и Интернет-ресурсы.
После этого, измерили покрытие лишайниками стволов деревьев способом палетки. Он позволяет определить процентное отношения площади, покрытой лишайниками, к площади, свободной от лишайников. Мы использовали пластиковую палетку 10 х 10 см Процедура измерений следующая, палетку накладывали на ствол дерева и фиксировали ее. На каждом стволе измерения производили с южной и северной стороны на высоте 1.5 метра. Подсчет лишайников производили следующим образом. Сначала считали число квадратов, в которых лишайники занимают на глаз больше половины площади квадрата (а), условно приписывая им покрытие, равное 100 %. Затем подсчитывали число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата (b), условно приписывая им покрытие, равное 50 %. Данные фиксировали и использовали для расчётов. Общее покрытие в процентах (R) вычисляли по формуле: R= (100 a + 50 b) / С, где С - общее число квадратов палетки (например, при использовании палетки 10 х 10 см с ячейками 1 х 1 см, С = 100.
Последний этап, обработка данных и выводы.
Результаты исследований
Формы и количество видов лишайников на площадке № 1
Признаки
|
Деревья
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Общее количество видов лишайников
|
1
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
В том числе - накипных
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
- листоватых
|
-
|
1
|
-
|
1
|
1
|
-
|
|
1
|
1
|
1
|
- кустистых
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Формы и количество видов лишайников на площадке № 2
Признаки
|
Деревья
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Общее количество видов лишайников
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
В том числе - накипных
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
- листоватых
|
1
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
- кустистых
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Процентное покрытие лишайниками стволов деревьев
№ дерева/Площадка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Среднее значение
|
Площадка № 1
|
56
|
32
|
48
|
67
|
52
|
45
|
39
|
42
|
45
|
30
|
45.6
|
Площадка № 2
|
76
|
64
|
61
|
92
|
70
|
58
|
67
|
82
|
77
|
65
|
71.3
|
В ходе работы были изучены две площадки зеленых насаждений, расположенные на различной удаленности от Московского проспекта.
Первое, определены формы и виды лишайников. На двух площадках присутствовали накипные и листоватые формы лишайников, кустистые формы отсутствовали. Это значит, что воздух на территории школы загрязнен.
Количество видов лишайников, обнаруженных на второй площадке в 1,3 раза больше, чем на первой. Это позволяет сделать вывод о лучшем состоянии воздуха на удалении от Московского проспекта. Были определены следующие виды лишайников: пармелия бороздчатая Рarmelia sulcata, ксантория настенная Xanthoria parietina, фисция звездчатая Physcia stellaris.
Второе, результаты подсчета процентного покрытия лишайников стволов деревьев показали, что площадь покрытия на второй площадке в полтора раза выше, чем на первой. Это свидетельствует о лучшее состояние воздуха за зданием школы.
Заключение
На основании проведенной работы можно сделать вывод о том, что воздух на территории школы подвержен загрязнению. Состояние воздуха на территории школы зависит от удаленности или близости к Московскому проспекту. Чем дальше от него, тем состояние воздуха лучше.