«Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению в домашних условиях»

 

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на

исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц.

Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда

они делают первые шаги в этом нелегком деле.

 Ошибка №1. У родителей быстрая смазанная речь.

Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного

анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через

восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И

самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая

смазанная речь взрослых.

Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него

будут проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.

 Ошибка №2. Неправильное обучение ребенка алфавиту.

Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую

ошибку, которую потом сложно исправить.

В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать

ребенку новую букву, например, М - следует научить его слышать звук [М]

в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует

называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как

звучит звук.

ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь,

тянуть, говорить, голосить, слушать. БУКВА — это то, что мы видим и

пишем, то есть графическое изображение звука.

Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите

ребенка читать.

Многие родители начинают обучение именно буквам, а не звукам.

Показывают на букву и говорят: «Это буква "мэ" или "эм", это буква "рэ"

или "эр"». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово

«мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а». Поэтому, очень важно, называть

буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок

не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только

тогда нужно познакомить с правильными названиями букв русского

алфавита.

Кроме того, необходимо обращать внимание на слоговую структуру

слова, чтобы он знал последовательность слогов.

Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например,

«мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для

отстукивания можно использовать бубен или звучащие молоточки.

 Ошибка №3. Неправильный выбор методики для

обучения.

Следует поговорить о такой ошибке, как обучение побуквенному

чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только

после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово,

ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном

этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает

(тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая:

«ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы

он прочѐл слитно буквы слога!

Родителям необходимо учитывать следующее:

 В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – [А],

[У],[О],[И],[Ы],[Э], а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.

 Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=[Й+А],

Е=[Й+Э], Е=[Й+О], Ю=[Й+У].

 Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за

счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – [М] и

[МЬ], как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – [Б] и [БЬ], как в

словах был-бил и т.д).

 Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й,

Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.

При обучении чтению лучше придерживаться традиционного метода

через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с

картинкой.

Ошибка №4. Психологическое давление.

Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми.

Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение

забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.

Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и

хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов.

Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным для

ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только

при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать

и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.

 Ошибка № 5. Отсутствие культуры чтения в семье.

Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали

самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Здесь нужен

комплексный подход, в том числе и личный пример родителя. Ребенок

подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из

родителей с книгой, он непременно повторит это.

Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:

 читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;

 слушать аудиокниги;

 читать книги самим, обсуждать их.

Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.

 Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!

 

поделиться в: