«Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению в домашних условиях»
Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на
исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц.
Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда
они делают первые шаги в этом нелегком деле.
Ошибка №1. У родителей быстрая смазанная речь.
Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного
анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через
восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И
самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая
смазанная речь взрослых.
Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него
будут проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.
Ошибка №2. Неправильное обучение ребенка алфавиту.
Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую
ошибку, которую потом сложно исправить.
В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать
ребенку новую букву, например, М - следует научить его слышать звук [М]
в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует
называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как
звучит звук.
ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь,
тянуть, говорить, голосить, слушать. БУКВА — это то, что мы видим и
пишем, то есть графическое изображение звука.
Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите
ребенка читать.
Многие родители начинают обучение именно буквам, а не звукам.
Показывают на букву и говорят: «Это буква "мэ" или "эм", это буква "рэ"
или "эр"». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово
«мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а». Поэтому, очень важно, называть
буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок
не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только
тогда нужно познакомить с правильными названиями букв русского
алфавита.
Кроме того, необходимо обращать внимание на слоговую структуру
слова, чтобы он знал последовательность слогов.
Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например,
«мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для
отстукивания можно использовать бубен или звучащие молоточки.
Ошибка №3. Неправильный выбор методики для
обучения.
Следует поговорить о такой ошибке, как обучение побуквенному
чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только
после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово,
ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном
этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает
(тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая:
«ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы
он прочѐл слитно буквы слога!
Родителям необходимо учитывать следующее:
В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – [А],
[У],[О],[И],[Ы],[Э], а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.
Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=[Й+А],
Е=[Й+Э], Е=[Й+О], Ю=[Й+У].
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за
счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – [М] и
[МЬ], как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – [Б] и [БЬ], как в
словах был-бил и т.д).
Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й,
Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.
При обучении чтению лучше придерживаться традиционного метода
через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с
картинкой.
Ошибка №4. Психологическое давление.
Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми.
Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение
забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.
Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и
хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов.
Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным для
ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только
при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать
и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.
Ошибка № 5. Отсутствие культуры чтения в семье.
Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали
самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Здесь нужен
комплексный подход, в том числе и личный пример родителя. Ребенок
подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из
родителей с книгой, он непременно повторит это.
Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:
читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
слушать аудиокниги;
читать книги самим, обсуждать их.
Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.
Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!