«Нарушение слоговой структуры слов у детей»

 

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.  К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

 

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. Понять, что у ребёнка нарушение слоговой структуры речи, вы можете, если замечаете у него: сокращение, пропуск слогов (апельсин-писин); увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной (чемодан-чиманадан); сокращение стечений согласных звуков (шкаф-каф); искажения многосложного слогового состава незнакомого слова (магнитофон-мигифон). 

 

Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Как правило это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных. Также важно понимать, что малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Сложные слова, усвоенные в изолированном произношении, нередко вновь искажаются при включении его во фразу или самостоятельную речь.

 

Логопед и воспитатели формируют и автоматизируют речевые навыки у детей, а родители в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

 

Детям логопед объясняет, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па) Затем логопед предлагает сосчитать количество частей в слове. Например: «Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).

 

Так же логопед говорит детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч.

 

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

 

Игры направленные на коррекцию нарушения слоговой структуры слов

 

Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

 

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

 

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы слова отхлопали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)

 

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

 

Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

 

Деление слов на слоги: произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (хлопки, рисование слогов (1слог- 1 фигура)); сравнить слова: где фигур больше, то слово и длиннее.

 

Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует взрослый).

 

«Разрезные картинки»:  разрезать картинки  на столько равных частей, сколько слогов в слове, назвать каждый слог.

 

«Рассели животных  по  домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (разложить картинки на нужный «этаж» дома, т.е. однослоговые слова- 1 этаж,  двуслоговые – 2 этаж..)

 

«придумай слово»:  взрослый называет первый  слог какого-то слова; ребенок называет следующий(ие) слог(и), но так, чтобы получилось слово.

поделиться в: