Краткий портрет ребенка с аутизмом
Краткий портрет ребенка с аутизмом
Ребенок с аутизмом:
- испытывает явные трудности вступления и поддержания контакта, не умея общаться вообще, либо делая это в необычной причудливой форме; проявляются такие особенности буквально с младенчества – когда малыш избегает прямого взгляда «глаза в глаза», выкручивается, когда его берут на руки, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти;
- очень быстро устает от прямых попыток других людей пообщаться с ним, предпочитает быть предоставленным самому себе;
- выглядит избалованным, непослушным, т.к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно, когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов;
- чаще всего мало использует речь и жесты для общения, даже в тех случаях, когда ему что-то нужно он может лишь привести другого человека за руку и подтолкнуть в направлении интересующего его предмета руку взрослого; или ребенок может общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Или ребенок с аутизмом может обладать развернутой не по годам правильной монологической речью. Впрочем, главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.
- часто говорит о себе в 3-ем лице, переставляет и путает местоимения; когда нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам, дети-аутисты с большим трудом выделяют себя и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.
- не обращает внимания на то, что обычно интересно детям его возраста;
- выглядит «необычно» из-за странных и непонятных движений, таких как, трясения руками, перебирания пальчиками, раскачивания, или из-за неадекватно ситуации произносимых звуков, слов, фраз;
- находит себе необычные занятия, от которых его часто трудно отвлечь, практически невозможно дозваться, например, крутит в руках веревочку, выстраивает предметы в ряд, пролистывает книги и многое другое;
- его сложно чему-либо научить, порой даже в русле его игры — он начинает расстраиваться и сердиться;
- часто взрослому бывает трудно почитать ему детскую книжку — он тут же захлопывает ее и уносит, или закрывает вам рот своей рукой;
- может быть сверхчувствительным к одним раздражителям и нечувствительным к другим; например, может не реагировать на обычную речь, но прислушиваться к шепоту; безутешно кричать до тех пор, пока не будет выведен из шумного места (например, метро) или выбирать только музыкальные или шуршащие предметы для игры. Может своеобразно воспринимать качественные характеристики предметов, обращая, например, повышенное внимание на цвет и не реагировать на форму, выделять букву, цифру, но игнорировать целостную картинку. Таким детям трудно выделить существенный признак, а малейшие изменения в корне меняет картину воспринимаемого мира.
- с трудом принимает перемены — новые маршруты («с ним невозможно договориться на улице, он хочет идти только туда, куда считает нужным сам»), изменения режима дня, новую одежду, еду и др.
- Помощь детям с расстройством аутистического спектра.
- На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что сам аутизм, как и многие другие проявления — вторичны, а потому, если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.
- Для детей с аутизмом нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Это положение принято почти во всех странах Западной Европы, Северной Америки в Японии и многих странах других континентов. Необходимы профессионалы, специально подготовленные для работы с аутичными детьми (опыт показывает, что без такой подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя как правило, не могут (даже если хотят) работать с этой категорией детей). А также крайне необходима система специализированной помощи детям с РАС.
- Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный