Консультация «Проблемы эмоционального состояния детей в период подготовки к переходу в среднее звено». Рекомендации родителям будущих пятиклассников

22.04.2023

 

  1. Прежде всего, необходимо создание положительной эмоциональной атмосферы в доме. Ребенок должен чувствовать, что его ждут, им интересуются, что его дела важны.
  2. Будьте внимательны к настроению ребенка. Важно дать ему возможность выразить все свои эмоции и чувства. Ему важно ваше понимание и поддержка.
  3. Очень важно не принуждать детей работать на оценку, тем самым провоцируя страхи и неуверенность в своих силах.
  4. Развивайте умения смотреть на себя со стороны, совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки.
  5. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора способов и источников информации, обучите работать с ними.
  6. Первое условие школьного успеха будущего пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
  7. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
  8. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
  9. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  10. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувству ют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость); 11.    Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

 

Пожелания психолога родителям и учителям

Каждый должен найти в жизни свою нишу.

И ребенок – обязательно…

  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Внушайте положительное. Не пугайте ребенка будущими бедами. Лучше говорить о том хорошем, сто ждет его, если вести себя правильно.
  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза в увещевательном, 50 раз в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в своей доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок Вас боится – он будет лгать.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не обращают внимание на что-то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку, когда он добивается успехов.
  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна прервать возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный» Ты это сможешь!

ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.

 

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

  1. Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  2. Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  3. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  4. Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  6. Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
  7. Радуётесь достижениям своего ребёнка. Не позволяёте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.
  8. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью.
  9. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

 

Правила общения с ребёнком.

 

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.
  3. Не требовать от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.
  4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
  6. Позволяете ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.
  7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите её.
  8. Если ребёнок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.
  11. В своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нём и его поведении.

 

Проблемы, возникающие при переходе детей в среднее звено

 

       повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

       повышение уровня тревожности самого ребенка;

       зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

       зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

       степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

       состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

       влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

 

поделиться в: