Круглый стол «Впереди переход в среднее звено: трудности и пути их преодоления»

20.06.2023

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Основной особенностью перехода в пятый класс является полная смена устоявшейся и ставшей привычной для детей организации учебного процесса и смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в тоже время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. Часто переход в среднюю школу совпадает по времени с началом физиологических изменений в организме детей и началом переходного возраста. У детей изменяется отношения к себе, к окружающим, учёбе и это обязательно надо понимать и учитывать. Прожить этот период с пользой для дальнейшего «себя» ребенок может только при поддержке и одобрении окружающих: учителей и родителей.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов, обезличивание учеников, отсутствие поддержки и принятия от значимых взрослых. В начальной школе один учитель, и если это хороший учитель, то он знает и помнит индивидуальные особенности детей и учитывает их. При переходе в пятый класс в общеобразовательной школе такой индивидуальный подход нарушается. Происходит обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Можно что-то не сделать – в общей массе детей это может пройти незамеченным, накапливаются неусвоенные темы, появляется некоторая «безнадзорность». Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понимать материал и в дальнейшем, ведь материал даётся линейно и усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Эта ситуация приводит к тому, что ребёнок начинает неуверенно чувствовать себя на уроках, теряет интерес к предмету и в конечном итоге теряет желание учиться в принципе...

Как уже говорилось ранее, избежать такой ситуации можно, если рядом с ребёнком будет значимый взрослый, который сможет вовремя увидеть и предотвратить эту ситуацию, поддержать. В общеобразовательной школе это может быть классный руководитель. Если, конечно, у него на это будет время и силы. Увы, у преподавателей предметников,- а ведь именно они становятся классными руководителями в общеобразовательных школах, времени на классное руководство остаётся совсем мало, а сил и того меньше. И получается, что к новым условиям адаптируются дети сами, как могут и умеют. И часто в конце уже 5-го класса, в прошлом любознательного и любящего школу ученика не узнать: учебная мотивация потеряна, школа теперь интересна для него только общением с одноклассниками. А бывает, что и атмосфера в классе безнадежно испорчена, и тогда у ребёнка совсем нет желания посещать школу. Такие ситуации, увы, очень распространены и разбирать их надо уже с помощью специалистов - детских психологов.

Как избежать таких проблем? Быть внимательным, осознанным родителем, подготовиться заранее к переходному возрасту своего чада, вооружившись знаниями из специальной литературы и если вдруг становится понятно, что ситуация со школой выходит из-под контроля - не надеяться, что все само разрешится, а действовать. Систему, к сожалению, не изменить, и наше среднее образование какое есть, таким и останется в ближайшее время. Изменить мы можем только что-то для себя и вместе со своим ребенком: обсудить и решить куда будем дальше двигаться, каким маршрутом и к какой цели. В нашем государстве родители могут выбирать форму получения образования для своего ребёнка. И иногда уход на СО и/или объединение с другими родителями и педагогами для того, чтобы совместными усилиями организовать для детей гуманную и учитывающую их потребности и индивидуальность среду, является единственно верным решением. Сейчас все больше вариантов получения альтернативного качественного образования, и это прекрасно!

Какой подход к вопросу адаптации к средней школе в наших семейных классах? Рядом с ребятами будет находиться куратор или тьютор, который знает всех детей, является для них старшим товарищем, идущим рядом, но чуть впереди и связующим звеном между учениками, учителями предметниками, родителями. Он отслеживает успехи детей и помогает всем участникам учебного процесса лучше видеть и понимать друг друга. Тьютор создаёт в коллективе позитивную атмосферу доверия и одобрения, которая так важна в процессе адаптации и в подростковом возрасте. Ребёнку остаётся лишь решать адекватные возрасту задачи, - адаптация проходит во благо развитию. А задач этих у пятиклассников немало! Это и возрастные задачи:- становление собственного «Я»;- поиск своего места в обществе;- понимание и принятие изменений в своём теле;- выстраивание отношений между новым «собой» и одноклассниками;- тестирование границ, поиск неизведанного и увлекательного. И школьные задачи:- выучить имена новых учителей и приспособиться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;- выработать свои отношения с новыми учителями; - освоить много новых, необходимых для успешной дальнейшей самостоятельной деятельности и учебы навыков, умений, компетенций. И просто жить и узнавать каждый день что-то интересное, познавать мир и себя, раскрывать свой потенциал, творить...!

поделиться в: