Родительский университет "Портрет современного подростка" (9 классы)
03.11.2022
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.
Все в ней – переход, все течет.
Л. С. Выготский
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационно – мотивационный этап
Ведущие приветстуют родителей и предлагают и разделиться на группы: представители группы 1 будут играть роли родителей, группы 2 – подростков.
Родители рассаживаются за парты , расположенные по кругу.
Ведущий. Круг – это совершенная фигура, в которой нет углов. Глядя друг другу в глаза, проще вести открытый разговор. У нас сегодня две группы: каждый из вас решил, кем он хочет почувствовать себя, родителем или подростком, какую роль будет играть. А сейчас предлагаю обратиться к эпиграфу – он поможет нам определить тему нашего занятия. (Обсуждается эпиграф, формулируется тема.)
- Основная часть
Ведущий. Сегодня мы совместно обсудим особенности подросткового возраста, рассмотрим различные ситуации в общении с детьми и попытаемся найти правильные пути решения возникающих конфликтов.
Мы говорим «подростковый возраст» А что это за возраст? Дайте своё определение понятию с точки зрения родителей (1 группа) и подростков ( 2 группа). ( Родители озвучивают свои мнения.)
Ведущий. Психологический словарь даёт нам следующее определение: ”Подростковый возраст – стадия развития между детством и взрослостью (с 11 до 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь“. Какие на ваш взгляд, возникают трудности во взаимопонимании родителей и детей? Обсудите вопрос в группах согласно своим ролям.
Примерные ответы:
группа 1 - вредные привычки, упрямство, дерзкое поведение, нежелание слушать советы взрослых, несогласие в выборе одежды, разногласия во вкусах, подражание друзьям и т.д.;
группа 2 – взрослые надоедают своими нравоучениями, не дают свободы, их не понять, считают меня маленьким и т.д.
Ведущий. Непонимание приводит к конфликтам. Почему возникают конфликты между родителями и их детьми – подростками? Давайте попытаемся не просто поговорить. А посмотреть на наши отношения с детьми со стороны.
- Проигрывание ситуаций
Ситуация 1. ”Разговор по душам“
Диалог между матерью и дочерью
Мать. Когда ты наконец начнёшь убирать за собой вещи?
Дочь. Уберу когда – нибудь, отстань.
Мать. Как ты со мной разговариваешь?
Дочь. А что я такого сказала?
Мать. Ты ещё и препираться со мной будешь? Сейчас же прибери.
Дочь. Когда захочу, тогда и приберу. А сейчас мне некогда.
Вопросы
Группа 1. Что вы наблюдаете в мамином поведении? Какие ошибки она допускает в разговоре с дочерью? Как исправить ситуацию?
Группа 2. Почему дочь не откликнулась на требования матери? Как дочери избежать конфликта?
Ситуация 2. ”Забота об успеваемости“
Матери хотелось, чтобы дочь закончила четверть без шестёрок, хотя математика ученице давалась с трудом в начале четверти мать выдвинула дочери свои требования. Периодически она интересовалась успеваемостью. Интерес вражался в устном вопросе: ” Ты там шестёрок не нахваталась?“.
Задание: проиграйте ситуацию и предугадайте финал этой истории.
Вопросы
Группа 1. В чём ошибка матери? Какую отрицательную черту формирует она в ребёнке своими действиями? Можно ли исправить ситуацию?
Группа 2. Почему дочь, получив отрицательные отметки, не призналась матери? Как ей нужно поступить в идеале?
Ситуация 3. ”Больше в школу не пойду!“
Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: ”Не пойду я боьше в эту школу!“
Задание: подумайте, что обычно говорят родители в таком случае и что на это отвечают дети? Проиграйте разные варианты развития ситуации в группах.
Группа 1. Используйте в своей инсценировке приказы, команды, угрозы ( ”Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!“), нравоучения , критику, выговоры ( У всех дети как дети, а у меня... И в кого ты такой уродился ? Что ты там опять натворил?“), а также выспрашивания , расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения (”Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!“)
Группа 2. Попытайтесь поговорить с сыном так, чтобы конфликтная ситуация разрешилась и ребёнок успокоился.
Приведём примерный вариант проигрывания ситуации для группы 2.
Сын. (бросая портфель. Со злостью). Не пойду я больше в эту школу!
Мать. ( после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу?
Сын. ( раздражённо). Там математичка ко мне цепляется!
Мать. (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что- то разозлило ( расстроило, обидело) на уроке математики?
Сын. ( с обидой). Я сам контрольную сделал, а она говорит – списал!
Мать. Я понимаю тебя, это действительно обидно.
Сын. Вечно она ко мне придирается...
Мать. Думаю, я тоже расстроилась бы...
Сын. Хоть ты меня понимаешь...Ладно, бывало ведь, что я списывал... Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!
Ведущий. Понаблюдавза возможными ситуациями, к какому выводу вы пришли? Кто виноват в дерзком поведении детей, в их непослушании? (Ответы родителей.) Такие качества, как невнимательность, бестактность,несистемность требований по отношению к ребёнку, неминуемо приведут к конфликтам.
Сказка «Стена и Ручей»
Глухая Стена преградила путь журчащему Ручейку. Он бился и бился о её каменное основание, пока однажды не повернул в другую сторону.
- Будь со мной! – крикнула Стена.
Но Ручеёк её уже не слышал.
(о родителях, не слышащих своих детей, не принимающих их такими, какими они есть, и потому рискующих потерять их.)
- Приём ”Заверши фразу“
Группам предлагается сопоставить понятия и завершить предложения:
- Если ребёнка постоянно критикуют, (он учится ненавидеть);
- Если ребёнок живёт во вражде, (он учится агрессивности);
- Если ребёнка высмеивают, (он становится замкнутым);
- Если ребёнок растёт в упрёках, (он учится жить с чувством вины);
- Если ребёнок растёт в терпимости, (он учится принимать других);
- Если ребёнка подбадривают, (он учится верить в себя);
- Если ребёнка хвалят, (он учится быть благодарным);
- Если ребёнок растёт в честности, (он учится быть справедливым);
- Если ребёнок растёт в безопасности, (он учится верить в людей);
- Если ребёнка поддерживают, (он учится ценить себя);
- Если ребёнок живёт в понимании других и дружелюбии, (он учится находить любовь в этом мире).
Группы анализируют результаты своей работы. Ответы фиксируются на мультиборде.
Ведущий. Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы, связанные с воспитанием ребёнка, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Предлагаю вам послушать отрывок из сочинения ученицы нашей школы”Свет в моём окне“: ”Зимний вечер. По узкой тропинке бегу к дому. Опаздываю. Из-за поворота показался мой дом. Какое счастье! Во всех окнах горит свет! Значит, меня ждут, волнуются , переживают. Свет в окнах дома – это мой маяк.“
- Упражнение ”Мой дом“
На столе у каждой руппы лежит рисунок дома. Необходимо заполнить окошки дома теми качествами, которые бы родители хотели видеть в своих детях (группа 1), а дети – в родителях ( группа 2). Результаты озвучиваются.
- Подведение итогов
Ведущий. Для того, чтобы всё это в ваших домах было, измените отношение к своему ребёнку. Станьте терпимее к недостаткам подростков.
Найдите и развивайте в сыне или дочери те качества и достоинства, которые им свойственны. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры. Не допускайте молчаливой ”холодной“войны.
И главное – убедите ребёнка в том, что вы всегда будетеего любить, ведь он нуждается в вашей любви больше всего именно тогда ,когда меньше всего её заслуживает.
- Приём ”Аплодисменты“
Ведущий. Мы с вами успешно поработали. И в завершение я предлагаю предтавить на одной вашей ладони улыбку, а на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их нужно крепко – накрепко соединить в аплодисменты.