Советы психолога

"Как спасти ребёнка от одиночества"

Рекомендации по стабилизации эмоционального состояния несовершеннолетнего

 

  1. Стремиться поддерживать эмоционально близкие, доверительные отношения с дочерью (сыном).
  2. Оказывать всевозможную поддержку в разных жизненных ситуациях, при этом не ограждать её (его) от решения жизненных проблем.
  3. Проявлять интерес и участие к внутреннему миру своей(го) дочери (сына).
  4. Быть чуткими к изменениям в поведении, эмоциональном состоянии дочери (сына).
  5. Избегать категоричных оценочных высказываний.
  6. Формировать позитивную перспективу будущего.
  7. Учитывать индивидуальные и возрастные потребности дочери (сына).
  8. Привлекать к обсуждению семейных проблем и планов, к участию в жизни семьи.
  9. Привлекать к выполнению домашних дел, дел по хозяйству.
  10. Поддерживать связь с классным руководителем, специалистами СППС и администрацией учреждения образования.
  11. По возможности (с согласия несовершеннолетнего) ограничить доступ к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и эмоциональному состоянию несовершеннолетнего.
  12. Быть примером в содержательном проведении досуга, в конструктивном решении собственных проблем.
  13. Ненавязчиво контролировать (быть в курсе) и участвовать в организации досуга дочери (сына).
  14. Участвовать в профессиональном определении дочери (сына).

 

свернуть

Предрассудки и факты о суициде

 

 

К сожалению, знания о самоубийстве среди населения являются недостаточными. Сознание многих людей заполнено предрассудками о самоубийстве, которые мешают позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволяют принимать необходимые меры в отношении суицидального человека.

Ниже приводятся наиболее распространенные заблуждения о самоубийстве, неверные выводы, которые вытекают из них (рационализации) и правильные, истинные факты, проверенные многолетними наблюдениями и подтвержденные специальными исследованиями. Это полезно знать молодым людям и их родителям.

Предрассудок: Большинство самоубийств совершается почти или совсем без предупреждения.

Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.

Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным, по вашему мнению, его риску, поскольку можно подать ему идею о совершении этого действия.

Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. Риск увеличивается, поскольку, попытавшись обсудить эту тему с одним собеседником и получив отказ, человек почувствует себя еще более одиноким, и проявит в последующем еще меньше энергии в поисках другого человека, способного ему помочь.

Предрассудок: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

Факт: Люди, сводящие счеты с жизнью, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком. Отказ от серьезного отношения и участия в этих разговорах способствует наступлению смерти от самоубийства.

Предрассудок: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.

Факт: Суицидальные формы поведения или "демонстративные" действия некоторых людей представляют собой призыв или просьбу о помощи, посылаемую другим людям. Если никто не откликнется, то очень легко происходит переход от отчаянного крика о помощи к выводу, что никто уже никогда не поможет – и, соответственно, от отсутствия серьезных намерений умереть, к отчетливому стремлению покончить собой. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как "недостойного" способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Наказание нередко производит действие, противоположное желаемому. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения.

Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.

Факт: Намерения большинства суицидальных людей остаются двойственными вплоть до момента наступления смерти. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.

Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически больны.

Факт: Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

Предрассудок: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит.

Факт: Хотя большинство лиц, совершивших суицидальную попытку, обычно не переходят к самоубийству, однако многие из них повторяют эти попытки. Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем среди населения.

Предрассудок: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам.

Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Пьянство и наркотики, особенно, в состоянии отмены, могут существенно способствовать сведению счетов с жизнью.

Предрассудок: Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложное явление, помочь самоубийцам могут только профессионалы.

Факт: Причин суицидального поведения так же много, как и людей, проявляющих его. Действительно, поиск общих закономерностей, применимых ко всем людям, показывает, что суицид - чрезвычайно сложное явление. Вместе с тем, понимание и реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Требуется лишь проявление внимания к тому, что человек говорит, ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ВСЕРЬЕЗ, оказание поддержки и обращение за соответствующей помощью. Многие люди погибают в результате самоубийства лишь потому, что им не была предложена или оказалась недоступной неотложная первая помощь и поддержка.

Предрассудок: Если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда.

Факт: Большинство суицидальных кризисов являются преходящими и устраняются при соответствующей помощи. Однако если эмоциональный стресс продолжается, облегчение не наступает, а помощь не оказывается, то сохраняется риск суицидального поведения. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь деятельность.

Предрассудок: Самоубийство - явление наследуемое.

Факт: Это сложный вопрос. Действительно, в последнее время ученые интенсивно ищут гены, которые могут иметь отношение к формированию суицидального поведения. Однако наличие некоторой генетической основы не означает, что человеку нельзя оказать реальную помощь, ведь речь идет о поведении человека, которое важно заметить, а после этого – обратить на него внимание врачей или психологов.

Предрассудок: Если не оставлена записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.

Факт: Только четвертая часть из всех лиц, совершающих самоубийство, оставляют записки.

 

 

 

 

 

ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ

Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:

Серьезные проблемы в семье;

Отвержение сверстниками;

Смерть любимого или значимого человека;

Разрыв отношений с любимым человеком;

Межличностные конфликты или утраты значимых отношений;

Проблемы с дисциплиной или законом;

Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;

Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;

Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);

Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблемы;

Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);

Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;

Серьезные телесные болезни;

Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.

 

Личностные ЗАЩИТНЫЕ факторы у подростка:

Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;

Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в колледже;

Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;

Открытость к мнению и опыту других людей;

Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;

Культурные и социально-демографические ЗАЩИТНЫЕ факторы:

Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, кружках, клубах, обществах и т.д.);

Хорошие, ровные отношения со сверстниками в группе и колледже;

Хорошие отношения с преподавателями, тренером и другими взрослыми;

Поддержка со стороны близких людей.

 

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:

Нестабильность настроения или его чрезмерная изменчивость;

Агрессивное поведение, злобность;

Асоциальное поведение;

Склонность к демонстративному поведению;

Высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску;

Раздражительность;

Ригидность мышления;

Плохая способность преодоления проблем и трудностей (в учебе, в общении со сверстниками и т.д.);

Неспособность реальной оценки действительности;

Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;

Идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;

Легко возникающее чувство разочарования;

Чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;

Излишняя самоуверенность;

Чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к школьным друзьям или взрослым;

Проблемы с определением сексуальной ориентации;

Сложные, неоднозначные отношения со взрослыми, включая родителей.

 

свернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям  по процессу адаптации первоклассников

 

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение урока стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

 

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  5. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  6. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  7. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  9. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения.
  10. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
  11. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 
  12. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  13. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  14. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  15. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился еще один авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  16. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

свернуть
поделиться в: