Инновационная деятельность

Инновационный проект «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»

Сроки реализации: 2019-2022 гг.

Актуальность на современном этапе в образовании существуют противоречия между необходимостью формирования нового типа отношения к конфликтам между субъектами образовательных отношений в учреждении общего среднего образования и способами их разрешения.

В настоящее время в Республике Беларусь существуют только единичные примеры функционирования школьной службы примирения в течение длительного периода.

Постоянное функционирование школьных служб медиации и разрешения конфликтов обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения. Обучение педагогов, законных представителей несовершеннолетних и школьников навыкам медиатора, использование примирительных технологий для разрешения конфликтов позволит развивать и восстанавливать способности людей понимать друг друга, принимать участниками конфликта на себя ответственность по урегулированию возникших споров.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

Цель инновационной деятельности - внедрение организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.

Задачи инновационной деятельности:

  1. Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования технологию формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
  2. Внедрить в практику работы учреждений образования школьные службы медиации.
  3. Создать методические условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды учреждений образования на основе деятельности школьных служб медиации.
  4. Изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности.
  5. Обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта другим учреждениям образования республики.
  6. Разработать методические рекомендации по созданию школьных служб медиации.

 

Обоснование целесообразности использования в образовательном процессе учреждений образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности.

Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учениками и учениками, учениками и учителями, администрацией и учителями, учителями и законными представителями несовершеннолетних, учениками и законными представителями несовершеннолетних.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность. Основными критериями психологической безопасности являются:

  • формирование у участников образовательных отношений конфликтологической компетентности на основе умений сотрудничества, диалога и конструктивного разрешения конфликтов;
  • обучение учащихся, педагогов и законных представителей несовершеннолетних навыкам посредничества в разрешении конфликтов;
  • медиативный подход в разрешении всех видов школьных конфликтов в рамках деятельности школьной службы медиации;
  • возможность соблюдения прав и защиты интересов всех участников образовательной среды.

Результаты экспериментальной деятельности по теме: «Апробация технологии формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов» позволили определить структуру конфликтологической компетентности участников образовательных отношений, которая представлена когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами. Когнитивный компонент – это знание и понимание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, их структуры, представление о себе и о другом как об участнике конфликта, знание условий профилактики и альтернативных способов разрешения конфликтов. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением участников образовательных отношений к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, умении понимать интересы и состояние другого человека, установках на позитивное взаимодействие, таких ценностных ориентациях как доверие, отрытость, сотрудничество, ответственность. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, своевременной и точной ориентировки в конфликтных ситуациях, стиль и способы разрешения конфликтов, умения осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов.

    Результаты экспериментальной деятельности показали, что в ходе реализации экспериментальной программы происходит формирование всех компонентов конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.  Результаты диагностики демонстрируют, что положительная, значимая на статистически достоверном уровне, динамика уровня развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов отмечается у всех участников образовательных отношений.

    Участники экспериментальной деятельности сформировали знания о причинах и функциях конфликтов, умения и навыки продуктивного разрешения конфликтов способом сотрудничества на основе медиативного подхода, стремления к диалогу, толерантности и открытости. В процессе овладения эффективными коммуникативными техниками сформировался новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры.

Результаты анкетирования продемонстрировали, что 78% участников определяют медиацию, как процесс разрешения школьных споров и конфликтов мирным путем и путем сотрудничества; 62 % считают, что медиация помогает в решении проблем классного коллектива. 87% участников экспериментальной деятельности проявляют интерес к новым альтернативным методам разрешения школьных конфликтов.

Анализ результатов тестирования выявил, что обучение по программе подготовки школьных посредников в разрешении конфликтов способствует развитию всех компонентов конфликтологической компетентности: когнитивного, аффективного и поведенческого. Участие в экспериментальном проекте способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного поведения, умений ведения переговоров и управления конфликтами. Анкетирование также продемонстрировало, что общая оценка удовлетворенности от участия в обучающей программе со стороны учащихся составила – 9,6 баллов (из 10). 91% учащихся указывали на то, что обучение позволило им приобрести новые знания, навыки, опыт. 87% опрашиваемых отмечают, что школьники-медиаторы научились разрешать конфликты, смогли развить в себе новые качества: сдержанность, терпимость, сотрудничество, общительность, ответственность, доброта и другие, научились быть посредниками в спорных ситуациях, задавать вопросы, вести переговоры, использовать конструктивные коммуникативные техники.

Анализ результатов тестирования показал, что обучение по программе подготовки школьных посредников в разрешении конфликтов способствует развитию всех компонентов конфликтологической компетентности у педагогов. Анкетирование также продемонстрировало, что общая оценка удовлетворенности от участия в обучающей программе со стороны педагогов составила – 9,4 баллов (из 10). 89% педагогов ответили, что обучение позволило им приобрести умения и навыки новых способов разрешения конфликтных ситуаций, формирования сотрудничества между учащимися и коллегами.

Таким образом, результаты диагностики говорят об эффективности программы обучения по подготовке школьных медиаторов и формированию конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации. Школьная служба медиации вне зависимости от степени ее использования оказывает положительное влияние на все уровни жизни школьного коллектива. Она улучшает психологический климат, отношения между учениками, учителями и учениками, учителями и законными представителями несовершеннолетних, способствует развитию самоуправления. Она удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Она также позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта. Участие в обучающей программе по медиации способствует формированию у учащихся уверенного поведения, повышению самооценки и самодисциплины, развитию критического мышления, навыков принятия решения. Участники проекта отмечают удовлетворённость деятельностью в экспериментальном проекте, повышение конфликтологической, коммуникативной и профессиональной (педагоги) компетентности. В практику работы учреждений образования вошли новые, эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.

Теоретический анализ научных источников позволяет сделать вывод, что сегодня еще нет целостной теории формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений. В современных концепциях разрешения межличностных конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан) показана значимость и эффективность конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, что становится важной задачей формирования конфликтологической компетентности. Таким образом, структура конфликтологической компетентности определяется знаниями, личностными качествами, опытом и навыками конструктивного разрешения конфликта.

Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция,  психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации. овременное понимание медиации начало формироваться во второй половине ХХ века в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании. Сам термин «медиация» впервые появляется в 1947 году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между работодателями и профсоюзами «Federal Mediation and Conciliation Service». В 60-70 е годы во многих странах закладываются основы медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров.

С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь ”О медиации“, который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной законодательством Республики Беларусь, наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена судебной системой и повсеместно внедряется при рассмотрении различных споров. Основополагающими принципами школьной медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, сотрудничество и конструктивный характер переговоров.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.);  положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований.

Проблема формирования конфликтологической компетентности учащихся является одной из наиболее актуальной для современной школы и ее жизнеспособности. Школьная медиация является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом обучения учащихся, учителей и законных представителей несовершеннолетних конструктивному поведению в конфликте, профилактики и коррекции буллинга, насилия, агрессивного и противоправного поведения. При овладении технологией медиации и коммуникативных техник школьники осваивают новую стратегию поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры, приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как самоуверенность, ответственность, беспристрастность, склонность к сотрудничеству. Создание школьных служб медиации направлено на снижение психологического и физического насилия, профилактику школьного буллинга, что является важным направлением по обеспечению психологической безопасности образовательной среды. Такая среда способствует развитию детей в выборе собственного решения и возможности проявления инициативы и активности, создает условия для сотрудничества, формирует навыки бесконфликтного поведения и навыки управления конфликтами. Школьная служба медиации вне зависимости от степени ее использования оказывает положительное влияние на все уровни жизни школьного коллектива. Она улучшает психологический климат, отношения между учениками, учителями и учениками, учителями и законными представителями несовершеннолетних, способствует развитию самоуправления. Она удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Она также позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта. Участие в обучающей программе по медиации способствует формированию у учащихся уверенного поведения, повышению самооценки и самодисциплины, развитию критического мышления, навыков принятия решения.

Значимость школьной медиации для учащихся:

  1. Учащиеся принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
  2. Учащиеся учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
  3. Учащиеся учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Учащиеся берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
  5. Учащиеся учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
  6. Учащиеся учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
  7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации учащиеся переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.

Значимость школьной медиации для школьников-медиаторов:

У них повышается самооценка. Развиваются лидерские качества. Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки. Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями. Развивается их конфликтологическая компетентность. Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде. В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.

Значимость школьной медиации для психологической безопасности школьной среды:

Снижается количество школьных конфликтов. В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы. Снижается количество правонарушений со стороны школьников. Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию. Повышается уровень успеваемости. Улучшается социально-психологический климат ученического коллектива. Расширяется сотрудничество между педагогами и законными представителями несовершеннолетних, законные представители несовершеннолетних проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели. Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:

созданием в учреждениях образования школьной службы медиации;

специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;

использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;

развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их законных представителей несовершеннолетних, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.

Успешному решению цели и задача инновационной деятельности способствует психолого-педагогическое моделирование воспитательного процесса в школе, результатом которого является разработанная автором технология (рис. 1). Технология включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический и результирующий.

Целевой компонент технологии – формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – выступает системообразующим фактором, определяющим результат практического применения и наполняемость других блоков модели. В сложном процессе формирования конфликтологической компетентности очевидна необходимость междисциплинарного сотрудничества с другими дисциплинами: психология общения, психология личности, право, педагогика, социология и другими.

Содержательный блок модели описывает основные компоненты конфликтологической компетентности, которая чаще всего рассматривается как вид социально-психологической компетентности. Связь компонентов конфликтологической компетентности определяется взаимообусловленностью когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих. Когнитивный компонент – это осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, ценностных установках. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов.

Организационный блок определяется методами и формами реализации представленной технологии. Доминирующей формой реализации технологии является создание Школьной службы медиации и разрешения конфликтов, которая работает со всеми видами школьных конфликтов, а также со спорами, связанными с нарушениями дисциплины и правонарушениями со стороны учащихся на основе принципов медиативного и восстановительного подхода. Также технология предполагает обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях. Основными формами обучения выступают активные методы обучения и социально-психологический Психологический час. Активные методы обучения побуждают участников школьного сообщества к самостоятельному поиску решений различных ситуаций, активизируют их познавательную деятельность, формируют практические навыки и умения. Знания, полученные в условиях осуществления эмоционально окрашенной деятельности, переносятся на новые ситуации. Психологический час предполагает использование активных методов обучения, которые включают в себя ролевые игры, анализ конкретной ситуации, мозговой штурм, групповые дискуссии, психотехники, учебные практические медиации и т.д. Такие методы развивают умение слушать собеседника, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, конструктивно разрешать конфликты, способствуют формированию открытости и готовности к принятию личностных различий, к поиску общих интересов, развитию конфликтологической компетентности.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

Рис. 1. Технология формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений

Операциональный блок модели предполагает формирование у участников образовательных отношений репродуктивных и продуктивных действий общения и взаимодействия, контроля и самоконтроля, рефлексии и самооценки, а именно умений распознавать и интерпретировать причины и источники конфликтов; вести межличностный диалог; осуществлять посредничество в контактах; анализировать и разрешать различного рода споры; оперировать знаниями, установками и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени.

Операционный компонент связан, прежде всего, с поведенческим компонентом модели коммуникации и направлен на развитие коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности участников образовательных отношений в общении. Значимость компетентности в общении осознается по мере того, как участники видят его важность в достижении успешного взаимодействия. Коммуникативные навыки это совокупность способов выражения своих мыслей, чувств, идей, способов воздействия на собеседников, используемых в процессе общения. На практике это означает, что субъект коммуникации должен уметь эффективно выстраивать свою коммуникативную стратегию, пользоваться разнообразными тактическими приемами и техниками коммуникации, представлять себя как участника коммуникационного процесса. Технология формирования конфликтологической компетентности предполагает овладение следующими коммуникативными техниками: рефлексивного и нерефлексивного слушания; резюмирования; перефразирования; задавания вопросов; эффективного пользования средствами невербального общения. Эти техники способствуют формированию навыков социального взаимодействия и установления социальных контактов.

Развитие социальной рефлексии и самоконтроля выступает важным этапом операционального компонента. Рефлексия, как процесс постоянного внутреннего диалога индивида, приводит к лучшему пониманию человеком себя, способствует его самоопределению. Социальная рефлексия представляет собой стремление к отражению себя «глазами других», к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений собеседников о том, как его воспринимают. Такой человек стремится выстраивать свои отношения с другим участником взаимодействия как равноправное сотрудничество, находится по отношению к процессу взаимодействия с ним в рефлексивной позиции, которая дает возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других и свои собственные. Существует понятие культурной рефлексии, предпосылкой которой является уважение к собственной культуре и ее углубленное изучение.

Управление конфликтными ситуациями, применение стратегии сотрудничества предполагает обучение навыкам избегания деструктивных (игнорирование, принижение личности партнёра, эгоцентризма) и использования позитивных тактик (научиться слушать и слышать партнёра, подчёркивать значимость партнёра, его мнение, а также подчёркивать свою общность с партнёром).

Результатом реализации операционального компонента становится развитие следующих способностей участников образовательных отношений взаимодействия: своевременная и точная ориентировка в конфликтных ситуациях; стремление понять другого человека; формирование установки на позитивное взаимодействие; способность учитывать состояние и возможности партнера по взаимодействию; готовность проявить инициативу в общении; развитие умений и навыков ведения переговоров; способность осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов. Эти способности можно рассматривать как условия эффективного межличностного общения и части общей модели конфликтологической компетентности.

Диагностический компонент предполагает психолого-педагогическое тестирование (предварительное, текущее, итоговое), рефлексию и самооценку, выполняя роль механизма обратной связи, позволяющего выявлять уровень сформированности компонентов конфликтологической компетентности (аффективного, когнитивного и поведенческого), достижение диагностичных целей, а также прогнозировать успешность школьного учебного взаимодействия, вносить необходимые коррекции в каждый из компонентов технологии.

Результирующий компонент описывает возможные положительные изменения в личности участников образовательных отношений и психологической среде учреждения образования.

 

Ожидаемые результаты инновационной деятельности. Условия реализации экспериментальной деятельности направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, коррекцию поведения и изменение установок. Участие в инновационном проекте позволит участникам образовательнго процесса, прежде всего учащимся, принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их, признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях. Планируется, что в результате практики медиации и разрешения конфликтов у учащихся повысится самооценка, разовьются лидерские качества, улучшатся коммуникативные навыки. Также учащиеся приобретут навыки ассертивного (уверенного) поведения, научатся управлять своими эмоциями, будут ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.

Основными показатели эффективности деятельности школьной службы медиации являются: 1) снижение количества школьных конфликтов; 2) снижение количества правонарушений со стороны учащихся; 3) улучшение социально-психологического климата ученического коллектива; 4) рост сотрудничества между педагогами и законными представителями несовершеннолетних; 5) более глубокая вовлеченность законных представителей несовершеннолетних в образовательный процесс.

 

Программа инновационной деятельности

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовитель-

ный

сентябрь 2019–январь

2020 года

Определение содержания, структуры и критериев конфликтологической компетентности учащихся, учителей, законных представителей несовершеннолетних, администрации на основе теоретического анализа. Разработка диагностического инструментария выявления (методики тестирования, анкетирования, проективные методики, протоколы наблюдения) уровня развития конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений.

Проведение первичной диагностики индивидуально-личностных особенностей учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Проведение диагностики (тестирования) психологической безопасности школьной среды.

Разработка содержания программ обучения и психологических часов по формированию конфликтологической компетентности.

Составление программы по созданию школьной службы медиации и разрешения конфликтов, назначение кураторов из числа педагогов и законных представителей несовершеннолетних.

Разработка:

- Положения о деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов,

- Устава школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

- Функциональных обязанностей лиц, участвующих в проекте.

Практический

январь

2020 года –

декабрь

2021 года

Реализация всех компонентов технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательного процесса в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов: целевого, содержательного, организационного, операционального, диагностического, результирующего.

Внедрение программы обучения медиаторов-посредников из числа учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации школы. Объявление набора в группу школьных посредников. Проведение совместного обучения участников группы будущих медиаторов (с привлечением внешних тренеров) во внеурочное время. Проведение регулярных встреч школьников-медиаторов по планированию деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, супервизии со стороны кураторов.

Апробирование содержания программ тренингов по формированию конфликтологической компетентности и обучению посредничества.

Определение критериев сформированности компетенций медиатора, проведение первичной диагностики (тестирования) компетенций учащихся, учителей и законных представителей несовершеннолетних.

Организация деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, определение ее структуры, помещения для проведения медиаций, условий обращения в службу со стороны учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации школы. Разработка схемы реагирования на конфликтные случаи и алгоритмы действия субъектов образовательного процесса.

Внедрение в школе других направлений работы в рамках конфликт-менеджмента и развития конфликтологической компетентности (тренинг социальных компетенций, тренинг управления конфликтами и т. д.).

Повторное исследование динамики компетенций медиаторов-посредников, конфликтологической компетентности субъектов образовательного процесса, участвующих в проекте.

Рефлексивно-обобщающий

январь – декабрь

2022 года

Анализ опыта работы школьников-медиаторов и педагогов-кураторов школьной службы медиации и разрешения конфликтов, разработка мер для поддержки и стратегии развития школьной службы, в том числе с участием администрации школы (в рабочих группах, через круглые столы, собрания и т. д.).

Обучение новые учащихся в рамках программы подготовки школьников-медиаторов на регулярной основе, по принципу ”равный обучает равного“.

Проведение мониторинга эффективности деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, анализ данных мониторинга вместе с администрацией школы, учителями, законными представителями несовершеннолетних и учащимися.

Проведение итоговой диагностики сформированности конфликтологической компетентности, реализации компонентов внедряемой технологии. Проведение итоговой диагностики психологической безопасности школьной среды.

Анализ динамики развития компонентов конфликтологической компетентности субъектов образовательного процесса.

Анализ изменения критериев психологической безопасности школьной среды.

Определение различий между испытуемыми инновационных и контрольной групп (на основе использования методов математической статистики).

Уточнение структуры экспериментальной технологии (особенностей взаимосвязи ее компонентов) на основе анализа ее эффективности. Анализ и обобщение полученных данных.

Внесение изменений и дополнений в структуру и содержание инновационной технологии на основе результатов анализа.

Разработка научно-методических рекомендации к использованию модели создания школьных служб медиации и примирения. Оформление основных результатов инновационного проекта в виде публикаций научного и научно-методического характера.

 

Календарный план на текущий учебный год

Мероприятия

Дата

Ответственные

Заседание экспертного совета учреждения образования ”Организация и основные направления инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году“

Сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э., учителя-инноваторы

Инструктивно-методическое совещание с учителями-инноваторами

Сентябрь 2019 года, январь 2020 года

Иванькова Т. Э.

Разработка и утверждение:

Положения о Школьной службе медиации.

Устава школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Функциональных обязанностей лиц, участвующих в проекте.

Август-сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.,  учителя-инноваторы

Отбор методик тестирования, анкетирования, проективных методик.

Октябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, законными представителями несовершеннолетних.

Сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.,  педагоги-психологи

Проведение первичной диагностики участников образовательных отношений, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Октябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Первичная диагностика психологической безопасности школьной среды.

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Разработка мероприятий по привлечению учащихся к работе в Школьной службе медиации и разрешения конфликтов.

Октябрь-декабрь 2019 года

Педагоги-организаторы, классные руководители

Набор учащихся в волонтеры Школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Январь 2020 года

Учителя-инноваторы

Торжественное принятие учащихся-волонтеров в Школьную службу медиации и разрешения конфликтов. Вручение сертификатов.

2020 года

Педагоги-организаторы

Психологический час ”Что такое конфликт? Причины конфликтов“.

Январь

2020 года

Педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов“.

Январь 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как технология: этап презентации сторон и выявление интересов“.

Февраль 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как технология: этап принятия решения при примирении сторон“.

Февраль 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Психологический час ”Основные компетенции и инструменты медиатора“.

Март

2020 года

Учителя-инноваторы

Тренинг на тему ”Ораторское искусство медиатора“.

Март

2020 года

Тугаринов С. В.

Отработка практических навыков. Проведение учебных медиаций.

Апрель 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи, учителя-инноваторы

Отработка практических навыков. Проведение кругов сообществ.

Май

2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи, учителя-инноваторы

Оформление информационного стенда ”Школьная служба медиации и разрешения конфликтов“.

Ноябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.

Практическое занятие с педагогами на тему ”Как разрешить конфликт с учащимся“.

Февраль 2020 года

Педагоги-психологи

Тренинг бесконфликтного поведения ”Эмоции и поведение или как прожить без конфликтов“

Март

2020 года

Педагоги-психологи

Мониторинг количества и качества разрешения школьных конфликтов с помощью медиации.

Май

2020 года

Иванькова Т. Э.

Психологический час с педагогами на тему ”Стили общения. Стили поведения в конфликте“.

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Психологичсекое занятие для педагогов “Альтернативные формы решения конфликтов” (обучение навыкам конструктивного взаимодействия).

Декабрь 2019 года

Педагоги-психологи

Родительские гостиные:

 “Как найти путь к бесконфликтной дисциплине в семье”.

“Послушание без принуждения”.

 

Октябрь 2019 года

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Психологическое занятие для законных представителей несовершеннолетних ”Учителя жалуются на вашего ребенка…“ (Как реагировать, чтобы разрешить проблему и сохранить отношения с ребенком и педагогом?)

Март

2020 года

Педагоги-психологи

 

 

Список использованной литературы

  1. Алехина, С.В. Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13/ С.В. Алехина; Красноярск. гос. ун-т. – Красноярск, 2004. – 144 с.
  2. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 128 с.
  3. Андреев, О. А., Хромов, Л. Н. Учись быть внимательным: книга для учащихся старших классов / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
  4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – M.: Юнити, 1999. – 551 с.
  5. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
  6. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск: Медисонт, 2011. — 316 с.
  7. Бесемер, Христоф Медиация. Посредничество в конфликтах / Х. Бесемер // Пер. с нем. Н.В. Маловой – «Духовное познание». – Калуга: 2004. – 176 с.
  8. Грановская, Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии / Р.М. Грановская. – М.: Генезис, 2002. – 573 с.
  9. Кармин, А.С. Конфликтология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 448 с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.
  11. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А.Ю. Коновалов; под общей редакцией Л.М. Карнозовой– М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  12. Коновалов, А.Ю. Опыт работы школьных служб примирения в России: сборник материалов / А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 148 с.
  13. Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы / А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «СПР», 2005. – 113 с.
  14. Коновалов, А.Ю. Школьная травля / А.Ю. Коновалов // Директор школы. – 2013. – № 5. – С. 67-72.
  15. Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. – М.: МГУ, 1986. – 180 с.
  16. Лесникова, С.Г. Возможности применения медиации в образовательной среде / С.Г. Лесникова // Воспитание школьников. – 2014. – № 10. – С. 12-17.
  17. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. пособие / Н.Н. Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.
  18. Оборотова, С.А. Обучение медиации как технологии взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса / С.А. Оборотова // Педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 12-13.
  19. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся / Ю.М.Орлов. – Москва: Просвещение, 1987. – 224 с.
  20. Прихожан, А.М. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся / А.М. Прихожан. – Москва: Просвещение, 1994. – 181 с.
  21. Семейная финансовая медиация: мануал для медиатора / сост. А.З. Джанашиа, М.С. Бойко; пер. с англ. А.З. Джанашиа, А.Г. Баранова, О.К. Шульга. - Минск: Колорград, 2016. - 145 с.
  22. Терещенко, И.Г. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения / И.Г. Терещенко, А.Н. Гусев // Психология обучения. – 2013. – № 3. – С. 125-133.
  23. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / К. Фопель // Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  24. Шамликашвили, Ц.А. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении / Ц.А. Шамликашвили // Вестник образования. – 2010. – № 9. – С. 10-20.
  25. Шамликашвили, Ц.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы / Ц.А. Шамликашвили, М.А. Хазанова // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С. 26-32.
  26. Шульга, О. К. Барьеры общения в межкультурной коммуникации / О.К. Шульга // Язык. Общество. Культура. – В 2 ч. Ч.1: материалы междунар. науч. конф., 12-13 октября 2005 г., Гродно / Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; ред.кол.: В.С. Истомин, Н.И. Власюк. – Гродно: ГрГУ, 2006. – С. 234–239.
  27. Шульга, О. К. Некоторые направления формирования поликультурности / О.К. Шульга // Современное состояние и перспективы развития психологии общения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 8-9 октября 2010 г. / Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы"; ред.кол.: Б.П. Ковалев, К.В. Карпинский, Л.М. Даукша, К.В. Вербова. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 367–371.
  28. Шульга, О.К. Семейные факторы риска возникновения жестокого обращения с ребенком / О.К. Шульга, А.Т. Ёда // Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы науч. конф., 20–22 октября 2015 г., г. Санкт-Петербург / отв. ред. В.М. Аллахвердов. – СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. – С. 315.
  29. Шульга, О. К. Технология развития конфликтологической компетентности участников образовательной среды в рамках деятельности школьных служб разрешения конфликтов / О.К. Шульга // Ананьевские чтения – 2016: Психология – вчера, сегодня, завтра : материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 25-29 октября 2016 г. – Спб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2016. – С.1.
  30. Шульга, О. К. Формирование психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению в рамках деятельности служб примирения / О. К. Шульга, А.П. Ярош // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст.: в 2-х ч. / Респ. ин-т проф. образ. ; ред. кол. : О. С. Попова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – Вып. 7. – Ч.2. – С. 99–105.
  31. Шульга, О.К. Восстановительный подход в реализации профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних / О.К. Шульга // Вестник образования. – 2017. – № 2-3. – С. 33–38.
  32. Шульга, О.К. Школьная медиация: опыт Гродненщины / О.К. Шульга, И.С. Хурс // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2017. – № 11. – С. 16–22.
  33. Шульга, О.К. Технология развития конфликтологической компетентности участников образовательных отношений как фактор формирования психологической безопасности образовательной среды / О.К. Шульга // Конфликтология и конфликты в современном мире : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 27 апреля 2018 года) / под ред. Т. М. Овчинниковой, О. И. Колотовой. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2018. - С. 174-178.
  34. Яндекс. Школьная медиация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. mediacia.by – Дата доступа: 19.01.2016.

 

Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности.

 

Критерии

Показатели критериев

Качественные измерители/компонент

1.Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации

-когнитивный компонент;

-аффективный компонент;

-поведенческий компонент.

 

Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест ”Уровень конфликтности личности“, тест ”Самооценка конфликтности“.

2.Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации

Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора.

3.Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов.

Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических  способностей В. В. Бойко.

4.Овладение правовыми знаниями

Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов

Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности.

5.Социально-психологическая компетентность учителей

Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

6.Психологическая безопасность образовательного процесса

Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение.

Методика ”Психологическая безопасность образовательной среды школы“.

7.Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения.

- учителей

-законных представителей несовершеннолетних

- учащихся

- администрации

Создание банка данных на основе мониторинга, разработка опросника оценки удовлетворенности деятельностью.

8.Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.

 

Планирование деятельности.

Мониторинг качества и эффективности деятельности.

Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ).

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта.

В реализации инновационного участвуют: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог. Для осуществления проекта привлекаются внешние специалисты, медиаторы учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», которые оказывают поддержку в осуществлении проекта, предоставляют тренеров для подготовки медиаторов-посредников. В качестве внутренних кураторов школьной службы медиации и разрешения конфликтов могут выступать законные представители несовершеннолетних или педагоги высшей, первой и второй квалификационной категории, без категории, с высшим и средним специальным образованием на принципе добровольности.

Для реализации проекта необходимо помещение для проведения психологических часов и школьной медиации. Материально-техническое обеспечение проекта: мультимедийная система, компьютер, ксерокс, сканнер. Внедрение технологии не предполагает реорганизации образовательного процесса в учреждении общего среднего образования регламентированного нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь. Планируемый инновационный проект предполагает повышение вариативности применяемых средств, форм и методов образовательного процесса.

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

Финансирование будет осуществляться из бюджета согласно п.1.3. Приложения 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6, в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 №108. Повышение тарифных ставок (окладов) руководителям учреждений образования (директору, заместителю директора по воспитательной работе – по 20 %, педагогам – по 15%  на период апробации и внедрения педагогических инноваций по решению Министерства образования Республики Беларусь. Дополнительное финансирование будет осуществляться из внебюджетных средств, за счет спонсорской помощи.

свернуть

Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

сентябрь 2019–январь

2020 года

Определение содержания, структуры и критериев конфликтологической компетентности учащихся, учителей, законных представителей несовершеннолетних, администрации на основе теоретического анализа. Разработка диагностического инструментария выявления (методики тестирования, анкетирования, проективные методики, протоколы наблюдения) уровня развития конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений.

Проведение первичной диагностики индивидуально-личностных особенностей учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Проведение диагностики (тестирования) психологической безопасности школьной среды.

Разработка содержания программ обучения и психологических часов по формированию конфликтологической компетентности.

Составление программы по созданию школьной службы медиации и разрешения конфликтов, назначение кураторов из числа педагогов и законных представителей несовершеннолетних.

Разработка:

- Положения о деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов,

- Устава школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

- Функциональных обязанностей лиц, участвующих в проекте.

Практический

январь

2020 года –

декабрь

2021 года

Реализация всех компонентов технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательного процесса в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов: целевого, содержательного, организационного, операционального, диагностического, результирующего.

Внедрение программы обучения медиаторов-посредников из числа учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации школы. Объявление набора в группу школьных посредников. Проведение совместного обучения участников группы будущих медиаторов (с привлечением внешних тренеров) во внеурочное время. Проведение регулярных встреч школьников-медиаторов по планированию деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, супервизии со стороны кураторов.

Апробирование содержания программ тренингов по формированию конфликтологической компетентности и обучению посредничества.

Определение критериев сформированности компетенций медиатора, проведение первичной диагностики (тестирования) компетенций учащихся, учителей и законных представителей несовершеннолетних.

Организация деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, определение ее структуры, помещения для проведения медиаций, условий обращения в службу со стороны учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних, администрации школы. Разработка схемы реагирования на конфликтные случаи и алгоритмы действия субъектов образовательного процесса.

Внедрение в школе других направлений работы в рамках конфликт-менеджмента и развития конфликтологической компетентности (тренинг социальных компетенций, тренинг управления конфликтами и т. д.).

Повторное исследование динамики компетенций медиаторов-посредников, конфликтологической компетентности субъектов образовательного процесса, участвующих в проекте.

Рефлексивно-обобщающий

январь – декабрь

2022 года

Анализ опыта работы школьников-медиаторов и педагогов-кураторов школьной службы медиации и разрешения конфликтов, разработка мер для поддержки и стратегии развития школьной службы, в том числе с участием администрации школы (в рабочих группах, через круглые столы, собрания и т. д.).

Обучение новые учащихся в рамках программы подготовки школьников-медиаторов на регулярной основе, по принципу ”равный обучает равного“.

Проведение мониторинга эффективности деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, анализ данных мониторинга вместе с администрацией школы, учителями, законными представителями несовершеннолетних и учащимися.

Проведение итоговой диагностики сформированности конфликтологической компетентности, реализации компонентов внедряемой технологии. Проведение итоговой диагностики психологической безопасности школьной среды.

Анализ динамики развития компонентов конфликтологической компетентности субъектов образовательного процесса.

Анализ изменения критериев психологической безопасности школьной среды.

Определение различий между испытуемыми инновационных и контрольной групп (на основе использования методов математической статистики).

Уточнение структуры экспериментальной технологии (особенностей взаимосвязи ее компонентов) на основе анализа ее эффективности. Анализ и обобщение полученных данных.

Внесение изменений и дополнений в структуру и содержание инновационной технологии на основе результатов анализа.

Разработка научно-методических рекомендации к использованию модели создания школьных служб медиации и примирения. Оформление основных результатов инновационного проекта в виде публикаций научного и научно-методического характера.

свернуть

Календарный план на текущий учебный год

Мероприятия

Дата

Ответственные

Заседание экспертного совета учреждения образования ”Организация и основные направления инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году“

Сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э., учителя-инноваторы

Инструктивно-методическое совещание с учителями-инноваторами

Сентябрь 2019 года, январь 2020 года

Иванькова Т. Э.

Разработка и утверждение:

Положения о Школьной службе медиации.

Устава школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Функциональных обязанностей лиц, участвующих в проекте.

Август-сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.,  учителя-инноваторы

Отбор методик тестирования, анкетирования, проективных методик.

Октябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, законными представителями несовершеннолетних.

Сентябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.,  педагоги-психологи

Проведение первичной диагностики участников образовательных отношений, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Октябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Первичная диагностика психологической безопасности школьной среды.

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Разработка мероприятий по привлечению учащихся к работе в Школьной службе медиации и разрешения конфликтов.

Октябрь-декабрь 2019 года

Педагоги-организаторы, классные руководители

Набор учащихся в волонтеры Школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Январь 2020 года

Учителя-инноваторы

Торжественное принятие учащихся-волонтеров в Школьную службу медиации и разрешения конфликтов. Вручение сертификатов.

2020 года

Педагоги-организаторы

Психологический час ”Что такое конфликт? Причины конфликтов“.

Январь

2020 года

Педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов“.

Январь 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как технология: этап презентации сторон и выявление интересов“.

Февраль 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Тренинг ”Медиация как технология: этап принятия решения при примирении сторон“.

Февраль 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи

Психологический час ”Основные компетенции и инструменты медиатора“.

Март

2020 года

Учителя-инноваторы

Тренинг на тему ”Ораторское искусство медиатора“.

Март

2020 года

Тугаринов С. В.

Отработка практических навыков. Проведение учебных медиаций.

Апрель 2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи, учителя-инноваторы

Отработка практических навыков. Проведение кругов сообществ.

Май

2020 года

Цалко Н. Н., педагоги-психологи, учителя-инноваторы

Оформление информационного стенда ”Школьная служба медиации и разрешения конфликтов“.

Ноябрь 2019 года

Иванькова Т. Э.

Практическое занятие с педагогами на тему ”Как разрешить конфликт с учащимся“.

Февраль 2020 года

Педагоги-психологи

Тренинг бесконфликтного поведения ”Эмоции и поведение или как прожить без конфликтов“

Март

2020 года

Педагоги-психологи

Мониторинг количества и качества разрешения школьных конфликтов с помощью медиации.

Май

2020 года

Иванькова Т. Э.

Психологический час с педагогами на тему ”Стили общения. Стили поведения в конфликте“.

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Психологичсекое занятие для педагогов “Альтернативные формы решения конфликтов” (обучение навыкам конструктивного взаимодействия).

Декабрь 2019 года

Педагоги-психологи

Родительские гостиные:

 “Как найти путь к бесконфликтной дисциплине в семье”.

“Послушание без принуждения”.

 

Октябрь 2019 года

Ноябрь 2019 года

Педагоги-психологи

Психологическое занятие для законных представителей несовершеннолетних ”Учителя жалуются на вашего ребенка…“ (Как реагировать, чтобы разрешить проблему и сохранить отношения с ребенком и педагогом?)

Март

2020 года

Педагоги-психологи

свернуть

Положение о школьной службе медиации ГУО «Средняя школа № 31 г. Витебска»

  1. Общие положения

1.1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на добровольной основе учащихся, педагогов, родителей.

1.2. Служба примирения действует на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава школы и настоящего Положения.

  1. Цели и задачи службы примирения

2.1. Целью деятельности службы примирения является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций.

2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных встреч для участников школьных конфликтов.

2.2.2. Обучение школьников, педагогов, родителей методам урегулирования межличностных конфликтов.

  1. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, таки обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной встрече.

3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе встреч сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

166

3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

  1. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники

8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных встреч.

4.2. Руководителем службы может являться педагогический работник, прошедший обучение технологии школьной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, педагогам, входящим в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами образовательного учреждения, школьной службой примирения.

  1. Права членов службы примирения

5.1. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями.

5.2. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия.

5.3. Пользоваться, по согласованию с администрацией школы,

постоянным помещением для сборов и проведения примирительных встреч.

5.4. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.

5.5. Направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением встреч примирения, разрешением конфликтных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов.

5.6. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении примирительных встреч.

5.7. Привлекать психолога, педагога социального и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных ситуаций.

5.8. Самостоятельно устанавливать отношения с социальными службами и иными учреждениями и организациями для достижения общих целей.

  1. Порядок работы службы примирения

6.1. Служба примирения получает информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения.

6.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности организации примирительной встречи в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

6.3. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная встреча проводится с согласия классного руководителя.

6.4. Примирительная встреча начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе.

6.5. Во время проведения встреч примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт работников школы.

6.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

6.7. Программа примирения не проводится по фактам правонарушений, преступлений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

6.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения встреч примирения в каждом отдельном случае.

6.9. Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

6.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

6.11. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре (но не несет ответственности за их выполнение). При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, оказывает содействие в социальной реабилитации конфликтующих сторон.

  1. Организационная поддержка деятельности службы примирения

7.1. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

7.2. Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

7.3. Администрация школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

свернуть

Дневник участника инновационного проекта

”Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации“

Скачать...

 

свернуть