Инновационный проект
«Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
2023 год
+ Фотоархив мероприятий первой четверти
Инновационный проект
«Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
2023 год
+ Фотоархив мероприятий первой четверти
Формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными, исследовательскими, проектными, интерактивными, кооперативного обучения, рефлексивными (, проблемного обучения; формирования умственных действий, формирования научных понятий, основанными на использовании моделей и схематических изображений, а также технологиями более узкого «функционального спектра»;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;
8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев.
Гелясина Елена Владимировна, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова», кандидат педагогических наук, доцент
I. Подготовительный этап (март 2022 года – август 2022 года)
1. Ознакомление педагогов – участников инновационного проекта – с основными идеями. Обсуждение проекта на педагогическом совете.
2. Организация методической учебы с привлечением научного консультанта.
3. Создание творческой группы педагогов – реализаторов инновационного проекта. Разработка педагогами – участниками проекта – индивидуальных программ реализации инновационных идей на 2022/2023 учебный год.
4. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогов по теме проекта.
5. Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.
6. Разработка системы управления деятельностью по внедрению в государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Витебска имени В.З.Хоружей» модели формирования метапредметной компетентности на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
7. Разработка научно-методического сопровождения проекта.
8. Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта, обеспечения понимания значимости формирования у учащихся метапредметной компетентности, их положительном влиянии на академическую успешность, работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведении, создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся метапредметной компетентности.
II. Организационный (сентябрь-октябрь 2022 года)
1. Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.
2. Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности метапредметной компетентности у учащихся V,VII, VIII классах.
3. Корректировка маршрута индивидуального развития педагога согласно тематике и включенности в инновационную деятельность.
4. Создание информационной образовательной среды учреждения по реализации инновационного проекта.
5. Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение модели формирования метапредметной компетентности учащихся в условиях цифровизации образования.
6. Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.
III. Реализационный этап (ноябрь 2022 года – март 2024 года)
1. Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.
2. Разработка дидактического обеспечения процесса формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
3. Проведение учебных занятий, на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.
4. Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся.
5. Подведение промежуточных итогов, их коллегиальное обсуждение, апробация и презентация опыта.
6. Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования.
7. Проведение обучающих занятий для педагогов, включенных в инновационный проект.
IV. Рефлексивно-аналитический этап (апрель – май 2024 года)
1. Проведение выходной диагностики уровня сформированности метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования.
2. Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
3. Анализ эффективности внедряемых с целью формирования метапредметной компетентности технологий и разработанного дидактического обеспечения.
4. Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами.
5. Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения модели формирования метапредметной компетентности учащихся на II ступени общего среднего образования в условиях цифровизации образования.
Календарный план
реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования
(вторая ступень общего среднего образования)»
на 2023/2024 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь» |
август 2023 |
Чумакова И.И.
|
2. |
Педагогический совет «Анализ работы учреждения образования в 2022/2023 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2023/2024 учебном году» |
август 2023
|
Чумакова И.И. Цалко Н.Н. Качанова Е.Н. Красавина Е.М. |
3. |
Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями в условиях реализации инновационного проекта» |
август 2023 |
Чумакова И.И.
|
4. |
Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений. |
август 2023 |
Чумакова И.И., члены методического совета |
5. |
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
август 2023 |
Труханович Т.В. |
6. |
Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в гимназии в 2023/2024 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь |
август 2023 |
Чумакова И.И.
|
7. |
Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы инновационного проекта |
август 2023 |
Чумакова И.И., руководители творческих групп |
8. |
Заседание методического совета. Обсуждение вопроса «Основные направления методической работы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования в 2023/2024 учебном году» |
сентябрь 2023 |
Чумакова И.И.
|
9. |
Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся – один из факторов, способствующих формированию метапредметных компетентностей» |
сентябрь 2023 |
Чумакова И.И.
|
10. |
Разработка плана работы постоянно-действующего семинара «От теории к практике» (по обобщению педагогического опыта) |
сентябрь 2023 |
Участники инновационного проекта |
11. |
Методический практикум по ведению дневника участника инновационной деятельности |
сентябрь 2023 |
Чумакова И.И.
|
12. |
Организационно-разъяснительная работа с учащимися и их законными представителями по вопросу продолжения реализации инновационного проекта (классные и родительские собрания) |
сентябрь- октябрь 2023 |
Чумакова И.И., члены творческой группы |
13. |
Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования» |
октябрь, декабрь 2023, январь, март 2024 |
Чумакова И.И.
|
14. |
Проверка ведения дневников участниками инновационного проекта |
январь 2024, март 2024 |
Чумакова И.И.
|
15. |
Заседание творческой группы учителей «Потенциальные возможности урока в формировании метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования» |
январь 2024 |
Чумакова И.И., члены творческой группы |
16. |
Фестиваль методических идей (открытые учебные занятия, мастер-классы, методические практикумы, уроки для взрослых) |
февраль 2024 |
Чумакова И.И.
|
17. |
Заседание методического совета по подведению промежуточных итогов реализации инновационного проекта |
март 2024 |
Чумакова И.И., члены методического совета, творческой группы |
18. |
Проведение мониторинговых исследований по определению эффективности инновационной деятельности (3-й цикл) |
март 2024 |
Труханович Т.В. |
19. |
Подготовка справки об итоговых результатах реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году |
до апреля 2024 |
Чумакова И.И.
|
20. |
Информирование законных представителей учащихся о промежуточных результатах реализации инновационного проекта |
апрель 2023 |
Чумакова И.И.
|
21. |
Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками инновационного проекта |
май 2024 |
Участники инновационного проекта |
22. |
Конференция по презентации промежуточного опыта по тематике инновационной деятельности |
май 2024 |
Чумакова И.И.
|
23. |
Ведение дневников участниками инновационной деятельности |
в течение года |
Участники инновационного проекта
|
24. |
Рефлексивные совещания с участниками инновационного проекта |
1 раз в месяц |
Чумакова И.И.
|
25. |
Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта |
1 раз в месяц |
Чумакова И.И.
|
26. |
Изучение материалов периодической печати, материалов в сети Интернет, тематической литературы по инновационной деятельности |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
27. |
Взаимодействие с консультантом инновационного проекта |
в течение года |
Чумакова И.И.
|
28. |
Самообразование по темам педагогических исследований |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
29. |
Повышение квалификации участников инновационного проекта |
в течение года |
Чумакова И.И.
|
30. |
Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях |
в течение года |
Участники инновационного проекта |
31. |
Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта |
в течение года |
Чумакова И.И.
|
32. |
Создание и пополнение банка методических материалов по формированию метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Чумакова И.И., Участники инновационного проекта |
33. |
Организация образовательного процесса на основе модели формирования метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования в условиях цифровизации образования |
в течение года |
Чумакова И.И., учителя-участники инновационного проекта |
34. |
Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий, цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на формирование метапредметных компетенций учащихся на II ступени общего образования |
в течение года |
Чумакова И.И., Учителя-участники инновационного проекта |
35. |
Размещение материалов инновационной деятельности на сайте учреждения образования и в СМИ |
в течение года |
Чумакова И.И. |
Социально-экономический эффект от внедрения проекта заключается
а) в возможности обеспечить качество образования на второй ступени общего среднего образования;
б) в максимальном удовлетворении индивидуальных образовательных запросов и личностных потребностей обучающихся;
в) в содействии развитию и максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
г) в создании условий для самоопределения обучающихся и осознанного выбора ими пути получения дальнейшего образования (в системе профессионального образования или на третьей ступени общего среднего образования с выбором профиля обучения);
д) в создании среды для самореализации, культурной идентификации, взросления личности и ее профессионального самоопределения.
ФИО, должность
|
Квалификационная категория |
Тема педагогического исследования |
Формы трансляции инновационного педагогического опыта |
Попова Ольга Станиславовна, учитель английского языка |
Первая |
Использование вербально-схематических опор на уроках английского языка на II ступени общего среднего образования как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся |
Мастер-класс в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
Кийко Светлана Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы
|
Высшая |
Проблемные ситуации на уроках белорусской литературы в V-VII классах как средство формирования ценностно-мировоззренческой компетенции учащихся |
Статья, урок для взрослых в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
Косенкова Людмила Эдуардовна, учитель математики
|
Первая |
Формирование метапредметных компетентностей у учащихся через использование методов и приёмов интенсификации обучения |
Статья, разработка уроков |
Яроцкая Светлана Викторовна, учитель английского языка
|
Первая |
Использование информационно-коммуникационных технологий для формирование метапредметных компетентностей у учащихся |
Открытый урок в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
Васильева Снежана Владимировна, учитель английского языка
|
Первая |
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как средство повышения письменной грамотности учащихся |
Открытый урок в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
Романовская Мария Петровна, учитель белорусского языка и литературы
|
Высшая |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках белорусского языка в V-VII классах через использование интерактивных методов и приёмов обучения |
Статья, урок для взрослых в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
Волкова Елена Александровна, учитель английского языка
|
Первая |
Использование интерактивных форм организации обучения английскому языку на второй ступени общего среднего образования для развития навыков иноязычного общения на уроках и во внеурочной деятельности |
Разработка уроков, выступление на методическом совете |
Лебедева Мария Михайловна, учитель математики
|
Без категории |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики как средство формирования метапредметных компетентностей у учащихся |
Разработка уроков |
Завадская Нина Владимировна, учитель биологии |
Высшая |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности через использование информационно-коммуникационных технологий |
Мастер-класс в рамках декады открытых уроков и факультативных занятий при подготовке к педагогическому совету |
-республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
-областной творческий проект ”Внедрение непрерывной системы образования ”Школа-Университет-Производство путём создания IT-классов в учреждениях общего среднего образования»