Беседа по правовому воспитанию «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» Цели: Способствовать успешной социальной адаптации учащихся, профилактика правонарушений.
Задачи: 1. Познакомить с понятием «антиобщественная группировка», дать информацию о принудительных способах вовлечения в молодёжные антиобщественные группировки и возможных последствиях участия в их деятельности.
- Овладение базовым уровнем правовой культуры;
3.Формирование устойчивого познавательного интереса;
4.Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; Ход беседы:
Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, двор, футбольная команда и другие места, где мы проводим свое время, это в первую очередь, люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы являемся постоянными или временными членами многих групп. В зависимости от того, какие интересы положены в основу групп людей, возникают и различные типы объединений или молодёжные субкультуры.
Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.
- Формальные – детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.)
Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические.
В настоящее время существует международная организация « Федерация детских организаций» , объединений: пионерская организация, БРСМ, клубы по интересам и др.
- Неформальные – отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой стиль, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер. Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих необычным стилем одежды и поведением.
То есть какая-либо субкультура объединяет людей, чьи вкусы и стиль не удовлетворяют общепринятые ценности и стандарты. Находясь в группе, человек ведет себя несколько по-иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы.
Сегодня мы поговорим об антиобщественных молодёжных группировках.
Давайте разберём, что же это такое.
Антиобщественная – значит, она ведет деятельность, которая не соответствует принятым обществом нормам, нарушает их. Молодежная – значит в нее вступают только молодые люди (подростки) примерно одного возраста. Группировка – люди, объединенные какими-то общими интересами.
Иными словами, антиобщественная молодежная группировка – это группа молодых людей, регулярно нарушающих законы.
Рассмотрим некоторые виды неформальных объединений или «субкультур».
На сегодняшние дни очень много неформальных молодежных объединений, но все их можно разделить на такие группы – объединения, которые связаны с :
Музыкой (рокеры, металлисты, рэперы ), спортом (скейтеры, байкеры, роллеры), играми (геймеры, толкиенисты), компьютерными технологиями (хакеры, геймеры), объединения современного искусства (художники, графиттеры, брейк-дансеры)
Байкеры – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Философия байкерства – это гимн мужественности и братству, хотя их не волнует самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. Они первыми не ввязываются в драки, живут сами по себе, но если тронуть мотоциклиста, состоящим в байкерском клубе, ничего хорошего и этого не выйдет. Клуб, это не просто обледенение по интересам. Это целая семья, которая стоит друг за друга до конца.
Рокеры — молодые поклонники рока (музыкального направления). Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в своих песнях. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой (группа «Кино»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич , « Алиса» , ДДТ.
Эмо -“эмоциональный” Визг, плач, стоны, шепот – отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер – о переживаниях автора. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо открыт миру только на- половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т.е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) Для них характерно нытьё, слёзы, замкнутость, склонность к самоубийствам.
Эти неформальные объединения- не самое страшное. Главное, что деятельность членов некоторых неформальных группировок, неприятие ими законов общества угрожает жизни и здоровью наших граждан, нас с вами.
Скинхэды.
Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Это молодые люди, которые и сегодня кричат: “ Хайль Гитлер”, носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Одеты скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую. У представителей этого направления в большом почете татуировки.
Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране.
Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить насильственные действия по отношению к более слабым. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер.
Скинхеды проявляют ненависть, вражду к представителям разных народностей. Уместно напомнить: законодательством запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти.
"На территории Республики Беларусь запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РБ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность".
(закон "О противодействии экстремистской деятельности")
В средствах массовой информации очень много об этом говорят.
Например:
В Краснодаре суд приговорил организаторов экстремистской группировки «Пит Буль» к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Следователи и суд установили, что эти два молодых человека вербовали в свою группировку молодых людей на стадионах во время футбольных матчей. Вечерами "питбулевцы" собирались компанией в 20 человек, находили лиц неславянской национальности и жестоко избивали их. Свои преступления экстремисты называли "акциями".
Целью этой организации стало совершение преступлений против лиц не славянской национальности. Часто жертвами их преступлений оказывались русские граждане, внешне походившие на кавказцев.
Членам группировки предъявлено обвинение по частям УК (создание, руководство, а также участие в экстремистском сообществе) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное организованной группой из-за национальной ненависти.
Субкультура фанаты (или футбольные болельщики).
Каждый футбольный клуб имеет свой собственный штат болельщиков, который поддерживал любимую команду на играх и турнирах.
Казалось бы, что же плохого в том, что люди «болеют» за любимую футбольную команду. Но болельщики стали проявлять криминальный характер, разрушая все на своем пути после футбольных матчей.
Особую активность фанаты проявляют после крупных футбольных матчей, когда в прямом смысле разноситься практически все. Причем такие дебоши случаются как в случае проигрыша, так и в случае победы своей команды. Также нередки случаи, когда представители двух различных клубов сходятся вместе, чтобы решить, какой клуб наиболее лучший.
Субкультура гопники.
По своей идеологии и поведению крайне близки к хулиганам. От других молодежных субкультур, гопники выделяются тюремной речью, повышенным насилием и низким уровнем развития. Сам термин Гопник возник от слова «гоп стоп» - внезапного ограбления, нападения не совершаются по одному, как минимум задействовано от двух человек.
Музыкальное предпочтение – тюремный шансон.
Отношение к другим субкультурам идет агрессивно настроенное, ненавистное гопникам.
По внешнему виду определить самого гопника не является большой проблемой. Они носят спортивные костюмы и короткую стрижку. Важно отметить, что попасть под влияние этой субкультуры может человек , который с детства обитает в этих кругах. Сам же возраст представителей гопников, не поддается исчислению. Попадаются люди, которые уже в 11 лет перенимают всю систему ценностей этой низменной социальной прослойки.
Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с деятельностью молодёжных банд. Банды – это объединения подростков чаще всего по территориальному признаку. Территориальные группировки, которые объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства, это то, что мы называем «дворовыми компаниями». Эту группу сплачивает борьба, порой довольно жесткая, с другими группами, преимущественно тоже территориальными. Обычно имеются излюбленные места сборищ: в беседке, на улице, в подъездах, подвалах и т.п. Кроме драк, такие группы увлекаются азартными играми, выпивкой, а иногда и наркотиками. Город делится бандами на зоны влияния. На своей территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися чужаками, особенно из другой банды, расправляются крайне жестоко. В бандах свои законы, свои нравы. Законом является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить свою девушку во многих бандах считается позором.
Все банды вооружены, в том числе огнестрельным и холодным оружием. Оружие пускается в ход без долгих объяснений. Банды не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться «данниками» банды, либо вступать в неё.
Многие ребята , совершая противозаконные действия, считают, что им не грозит никакая ответственность в силу их возраста.
Уголовный кодекс РБ предусматривает два возраста уголовной ответственности: 16 лет- общая уголовная ответственность, 14 лет- специальная уголовная ответственность по отдельным преступлениям.
Так, в соответствии с УК РБ, лица, достигшие 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, умышленное уничтожение или повреждение имущества, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение, приведение в негодность транспортных средств.
С 16 лет наступает ответственность почти за все преступления.
- А можно подростка заставить вступить в антиобщественную группировку?
(Да, можно. Ему можно угрожать, запугивать, оказывать давление)
-Для чего это делается?
( Чтобы пополнить ряды антиобщественной группировки)
- Каковы причины вступления молодежи в антиобщественные группировки, или иными словами, банды?
Подражание.
Желание казаться взрослее.
Желание быть в коллективе.
Желание быть нужным.
Давление.
Угрозы.
Запугивание.
-Можно ли удовлетворить чувство общения где-то еще, кроме как в группировке? Где?
(В школе с одноклассниками; в кружке, студии, спортивной секции)
-Ещё одна причина, по которой ребята вступают в группировки-надеются тем самым обеспечить себе защиту от этих группировок. Можно ли таким образом защититься?
(Можно, но на определенное время, пока подросток является членом этой группировки. Если он из нее выходит, то наибольшую опасность для него представляют ребята из этой же банды )
-Каковы последствия участия в банде?
(Проблемы с родителями, в школе, злоупотребление спиртными напитками, нервно-психические заболевания, физические увечья, заключение под стражу, суд, отбывание наказания в колонии, учеба в спецшколах закрытого типа)
Кого-то ждет наказание больше, кого-то меньше, но финал участия в антиобщественной группировке один, ведь все, что делает банда, является нарушением закона.
Сейчас я вам расскажу одну жизненную ситуацию, которая действительно имела место в одном из городов. Рита, ученица 9-го класса, была очень одинока. Ей казалось, что родные в семье ее не любят, и она мечтала иметь подруг, друзей, быть в центре внимания. Рита была очень обрадована, когда девочки пригласили ее в свою компанию. Наконец-то у нее будут настоящие друзья!
Рита знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, веселые, ничего не боялись, такие смелые, независимые, с ними рядом всегда были молодые люди. Когда Рита пришла на то место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать, что ее попросят, и «проявить» себя.
Рита готова была на все, только бы ее приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание – на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определенных подростков. Рита сочла это задание пустячным и с готовностью выполнила его. После чего она была официально принята в члены этой компании. Ритиной радости не было предела. Наконец-то совершилось то, о чем она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, выпивали, отбирали деньги у подростков, вырывали сумки у прохожих, грабили машины. Как было весело!
В соседнем дворе существовала другая компания подростков, которая соперничала с ними. Новые друзья Риты сказали ей, что одна девушка плохо говорила о ней, об их компании и что следует ее наказать. Это надо сделать на глазах у всех, чтобы другим неповадно было говорить о них плохо. Рита не смогла отказаться и от этого задания. Она подошла к указанной девочке в столовой школы, ударила ее, оскорбила непристойными словами и пригрозила, что в дальнейшем будет еще хуже.
Новые друзья Риты видели эту сцену, сказали ей, что она молодец, настоящий их друг. А Рита даже думала: я теперь такая же смелая, независимая, как мои новые друзья, я теперь ничего не боюсь. Позднее Рита узнала, что друзья обиженной девочки решили разобраться с Ритой и ее компанией. Один из новых друзей Риты дал ей нож, на всякий случай. Для выяснения отношений обе компании встретились во дворе дома. От словесных оскорблений и перепалки перешли к драке. Рита не была готова драться, тем более с ножом, но, тем не менее, она должна была поступать как все. Один из «неприятелей» заметил в руках Риты нож и вынул из кармана свой, ударил им девочку. Рита выронила нож и упала. Увидев это, все испугались, разбежались, оставив девушку истекать кровью. Жильцы дома вызвали «скорую помощь». Приехавшая бригада врачей доставила Риту в больницу.
- Что заставило Риту присоединиться к банде?
( Желание иметь друзей, потребность в общении, во внимании, в деятельности)
- Каких действий требовали от нее члены банды?
(Действий преднамеренно жестоких, нарушающих закон, причиняющих вред людям)
- Перечислите последствия участия Риты в банде.
( Нарушение закона, исключение из школы, ухудшение здоровья (она стала курить, пить, получила ранение ножом).
- Пришли ли на помощь в критической ситуации Рите члены банды, были ли ей верны, обеспечили ей защиту?
(Нет, они оставили ее, раненую, истекать кровью, а сами позорно сбежали. Если бы случайные свидетели не вызвали «скорую помощь», она бы могла умереть)
-Рита говорила о том, что ей казалось, что родные ее не любят. Было ли у вас такое ощущение?
Иногда детям кажется , что родители не любят их. Большинство подростков заблуждаются по этому поводу.
И многие из них пытаются найти теплые доверительные отношения в антиобщественных группировках. С первого взгляда может показаться, что они их нашли. Например, Рита тоже чувствовала себя очень хорошо в банде. Думала, что все ее действительно любят, и что раз она для них готова на все, выполняла любые их задания, то и они всегда придут на помощь ей и защитят. Так ли это на самом деле?
(Нет. В итоге получается, что каждый сам за себя, никто не пришел ей на помощь, бросили одну)
-Какие методы используют члены антиобщественных группировок, чтобы заставить человека делать то, что они хотят?
(Показывают расположение и дружелюбие, играют на чувстве собственного достоинства (как в случае с Ритой: члены банды сказали ей, что о ней плохо отзывалась какая-то девушка, этого так оставить нельзя).
- Существуют ли способы противостояния такому давлению? Какие?
- Не ходить в те места, где собираются члены банды; не одеваться, как члены банды; общаться с друзьями, которые не являются членами банды; не ходить в одиночку, возвращаться домой вовремя. Помните, что под воздействием алкогольного опьянения вы можете совершить противоправные действия. И, главное, найти для себя какое-то нужное, полезное дело, увлечение, чтобы свободное время приносило пользу, а не вред)
- К кому можно обратиться за советом, помощью?
( К родителям, учителям, в милицию, к друзьям, братьям и сестрам, родственникам)
- Итог занятия.
Как семья может противостоять влиянию
подростковых антиобщественных группировок
Целевая группа: родители учащихся 5-9 классов.
Цель: актуализация информации о роли семьи в воспитании подростков.
Задачи:
- Ознакомить с типичными ошибочными стратегиями воспитания
- Обозначить причины вступления подростка в антиобщественные группировки
- Пополнить арсенал стратегий эффективного воспитания.
Форма проведения: родительское собрание.
Продолжительность: 20 минут.
Ход проведения.
«В годы детства каждый человек требует участия, ласки.
Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности,
он становится равнодушным к добру и красоте».
В. Сухомлинский
Подростковый возраст – один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе и проблемы, и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, нашим с вами детям предстоит пережить период неприязни и непринятия себя, период отрицаний и метаний. По-разному переживают дети это время: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и глотая слезы. Однако и в первом, и во втором случаях ребята нуждаются в поддержке, внимании и заботе. И главная задача семьи в этот период сделать так, чтобы эту поддержку подросток получил от родных. Иначе он будет искать ее во внешнем мире.
Наиболее частые ошибки в воспитании, которые могут подтолкнуть ребенка к противоправному поведению:
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение с ребятами из молодежных антиобщественных группировок, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.
Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
- Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
- Вам лжёт.
- Требует у вас деньги.
- Становится зависимым от алкоголя.
- Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
Вы обязаны знать:
- С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
- Кто его лучший друг или подруга.
- Чем увлекается, какие у него интересы.
Не исключено, что новые приятели вашего ребенка могут вести деятельность, которая не соответствует принятым обществом нормам, нарушать их. Так подростки становятся членами антиобщественных группировок. Молодежная антиобщественная группировка, иными словами, банда – это группа молодых людей, регулярно нарушающих законы. Они могут совершать погромы, разбои, жестокие драки, кражи, заниматься шантажом, вымогательством, вандализмом.
Причины, толкающие подростка вступить в члены группировки:
- Подражание
- Желание казаться взрослее
- Желание быть известным
- Стремление к общению
- Ощущение своей принадлежности к сообществу
- Желание быть нужным
- Потребность в защите
Если же подросток решил выйти из банды, то бывшие товарищи могут использовать и давление, и угрозы, и запугивание, чтобы удержать его в своих рядах.
Чтобы помочь своему ребенку не попасть под влияние антиобщественной группировки или своевременно выйти из-под него, психологи рекомендуют родителям
- оставаться в контакте со своим ребенком;
- пересмотреть и скорректировать свои неэффективные родительские стратегии воспитания;
- выражать ребенку свои любовь и поддержку, напоминать, что вы всегда готовы помочь ему в трудной ситуации.
Памятка родителям «Как выразить детям свою любовь?»
Зрительный контакт. Ребенку он нужен для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции.
Ласковые, ободряющие прикосновения. Для этого не обязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.
Внимательное и уважительное отношение к ребёнку в присутствии других, чтобы он не чувствовал себя обиженным, «брошенным».
Своевременная реакция на возникающие у ребёнка проблемы. Спрашивайте его, чем он расстроен, почему заплакан, испуган, либо чрезмерно активен; чем, по его мнению, вы можете ему помочь.
Именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Памятка для родителей
Как уберечь ребенка от антиобщественных группировок
- Подростковые группировки криминальной направленности – это сообщества лиц, не достигших совершеннолетия, контролируемые взрослыми криминальными структурами, основной деятельностью которых является сбор денежных средств. Также они могут совершаться другие противоправные действия: грабежи, кражи, распространение наркотиков. Главная цель – сбор денег для передачи их в более высокие структуры группировки. В таких группировках отработана очень эффективная схема вовлечения детей и их обучения.
- К вступлению в группировки, прежде всего, привлекаются дети, которые безнадзорны, то есть не контролируются родителями, по долгу находятся на улице, пропускают школьные занятия. Зачастую – это дети из группы социально незащищенных (пьющие родители, родители, не занимающиеся воспитанием и т.д.). Их некому защитить, а иногда и накормить, в группировке им предлагается и то и другое. Поэтому первое правило – всегда знать, где находится ребенок, с кем он, кто его друзья, какие у них интересы, чем ваш ребенок занимается в свободное время, каковы его увлечения, к чему он стремиться, что хочет от жизни, каковы его ценности и приоритеты.
- Также могут быть вовлечены в группировки дети, которые в силу характера не могут отказать одноклассникам, друзьям (ведомые дети). Они легко уговариваются на незаконную деятельность, не могут отказать более авторитетным или наглым сверстникам. В этом случае родителям необходимо учить ребенка отказывать, отстаивать свою позицию, воспитывать самостоятельность (то есть не делать за ребенка то, что он может и должен делать сам). Не оставлять не замеченными конфликты со сверстниками, вмешиваться при необходимости.
- Ребенок должен знать, что он с любой проблемой может придти домой к родителям и что родители всегда выслушают и помогут. Даже если это серьезная проблема. Для этого в семье должны быть доверительные отношения. Врут тем, кому правду сказать страшно или стыдно. Скажите своему ребенку, что бы ни случилось, пусть это будет самое страшное или стыдное, только родители смогут помочь и защитить.
- Будьте внимательны к своему ребенку. Если он вдруг становиться раздражительным, нервничает или меняет настроение, когда звонят какие-то друзья, если они требуют от него выйти на улицу (поговорить), если ребенок под любым предлогом не хочет идти в школу или даже прогуливает уроки, то это первый повод для беспокойства. Также показателем является пропажи денег или использование денег не по назначению (вы даете ребенку деньги на обеды, а он в школе не питается, так как не сдает их классному руководителю, а вынужден отдавать группировке). Родителям необходимо держать связь с классным руководителем и при необходимости контролировать денежные вопросы, то есть не оставлять без внимания факты, когда ребенок систематически получает от родителей деньги на обед, но не сдает их.
- Важно научить ребенка вести себя грамотно с незнакомыми людьми или в опасной ситуации. Если первый раз подошли на улице и потребовали денег, очень важно отказать под любым предлогом (нет денег, сейчас меня папа встречает, я тороплюсь на тренировку и т.д.). В случае побоев сразу же обращаться в школу (если драка произошла на территории школы), или в полицию (если это случилось вдали от школы). При серьезных последствиях – в травпункт - освидетельствовать травмы или ушибы. В этом случае материал сразу же пойдет в полицию.
- Не замалчивать случаи вымогательства, сразу же обращаться в школу, если деньги требовали ученики этой же школы. В случае если поборы повторяются, изыскать возможность встречать ребенка. Подростки увидят, что ребенок под защитой и, скорее всего, отстанут.
8.В городе есть структуры милиции и МВД, которые занимаются проблемами группировок В случае, если ситуация выходит из-под контроля, можно обращаться к ним
Признаки включения подростка в группировку
- Изменение круга общения, появление новых друзей, использующих жаргон, имеющих специфические клички, татуировки. Их характеризует низкий уровень культурного и интеллектуального развития, специфические интересы («выяснение отношений» с представителями других группировок, употребление спиртного, покупка-продажа вещей и т.п.). Они неохотно рассказывают о себе, о своей семье, о том, где живут, какой номер их домашнего телефона, что делают.
- Ребенок становится скрытным, часто говорит неправду.
- Подросток старается разговаривать по телефону в отсутствии родителей, перемещая телефон в другую комнату или прикрывая трубку ладонью.
- Подросток поздно возвращается домой и не желает вступать в контакт, объяснять причины или делает это с насмешкой или “издевкой”. При попытке родителей получить ответ в резкой или грубой форме требует не вмешиваться в его (её) дела. Через определенное время перестает звонить и предупреждать, что задерживается, сообщать, где находится.
- Из дома исчезают вещи и деньги или обнаруживаются деньги, чужие незнакомые вещи.
- Вы узнаете о существующих долгах ребенка перед родственниками, знакомым.
- В доме появляются и хранятся вне поля зрения взрослых ножи, кастеты, газовые баллончики, иные предметы, якобы для самообороны.
- Возникает ощущение, что ребенком, его действиями руководят.
Что делать родителям, чтобы уберечь ребенка от группировки
- Уделяйте время занятиям и разговором со своими детьми каждый день. Дети должны чувствовать, что родители их очень ценят и любят.
- Не стремитесь оградить ребенка от «улицы», от дружбы со сверстниками.
- Если вы высказываетесь негативно о его товарищах, не навязывайте свою точку зрения ребенку, а аргументируйте свое отношение к ним.
- Познакомьтесь со всеми друзьями своих детей и их семьями, запишите их адреса и телефоны. Если дети не дома, родители всегда должны знать, где и с кем находятся их дети и когда они должны вернуться домой.
- Попросите ребенка приглашать к себе друзей, так чтобы вы были в курсе, с кем он дружит и какие у его друзей интересы.
- Постарайтесь познакомиться с родителями друзей вашего ребенка, приходите друг к другу в гости.
- Расскажите ребенку о том, какие поступки нарушают закон и объясните, что он не должен бояться сказать: "Нет!", если ему предлагают их совершить.
- Детей привлекает участие в группировках тем, что они предлагают дружбу и поддержку. Уже с раннего возраста, с 4 -- 5 лет, старайтесь объяснить своим детям, что дружба такого рода опасна и вредна.
- Подготовьте своих детей к тому, как им следует вести себя, если их будут вовлекать в молодежную группировку. Лучше, всего не поддерживать таких разговоров, вежливо, но настойчиво отказать в деньгах, отказаться от предложенной встречи в другое время, сославшись на занятость, на кружки или секции, на родителей, предупредить, что сейчас ждут родители, что они должны подъехать, по возможности уходить и сообщать о таких инцидентах взрослым.
- Если вы заметили, что из дома стали пропадать деньги и вещи, поговорите с ребенком, не спешите считать его объяснения ложью. Если у Вас возникло обоснованное убеждение в том, что ворует ребенок, выясните связано ли это с болезнью (клептоманией) или он действует, подчиняясь давлению сверстников, группировки.
- Если вы заметили, что ребенок стал скрытным, избегает разговора с вами, стал сторониться прежних друзей, постарайтесь выяснить причину. Если невозможно узнать у самого ребенка, поговорите с его прежними друзьями.
- Объясните ребенку, что если он давал клятвы в группировке, то если он поделится с вами информацией о действиях группы, это не будет их нарушением, а вы сможете при необходимости придти к нему на помощь.
- Если Вы понимаете, что ребенок попал под негативное влияние группировки, и у него нет возможности выйти из нее, возьмите отпуск и поезжайте с ребенком подальше от его новых друзей; отправьте ребенка к родственникам на некоторое время; постарайтесь сменить место жительства, переехать в другой район.
Дайте ребенку следующие рекомендации:
- Не приносить деньги или другие ценности в школу
- Избегать мест, где могут собираться члены группировок
- Не носить одежду как у членов группировки
- Не использовать употребляемый в группировке сленг
- Не наносить татуировки
- Выбирать друзей, не имеющих отношения к банде
- Не посещать дискотеки, кинотеатры, парки и другие подобные места в одиночку
- В случае угроз со стороны группировки рассказать об этом родителям, взрослым, которым ребенок доверяет, классному руководителю, психологу и соцпедагогу школы, сотрудникам милиции. Запугать можно тех, кто чувствует себя беззащитным. Только взрослые могут помочь в данной ситуации.
- Отказаться и постараться разорвать отношения с друзьями, которые предлагают совершить противоправные поступки: украсть, «покататься» на чужой машине, ограбить пьяного, сломать телефонный аппарат и т.п.
Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные группы
Деструктивная группа – сообщество, причиняющее материальный, психологический или физический вред обществу и прежде всего участникам. Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые Вам как родителям необходимо обязательно обратить внимание:
- ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;
- у него меняется режим дня;
- ребенок вялый и постоянно не высыпается;
- прослеживаются активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).
Ниже перечислены признаки готовности несовершеннолетних вступить в деструктивную группу:
- грустные мысли в постах на соцстраничке;
- появление на теле увечья (царапины и т.д.);
- ребенок начинает раздаривать вещи;
- открыто заявляет о своей скорой смерти.
Почему подвержены риску вовлечения молодые?
Участники деструктивной группы опираются на возрастные психологические особенности несовершеннолетних: слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка; неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.); отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования); неопытность, недостаточная ответственность несовершеннолетних; повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе; сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.
Вы как родители хорошо знаете положительные и отрицательные стороны личностных особенностей своих детей. К личностным характеристикам несовершеннолетних, повышающих риск вовлечения в группы деструктивной направленности, относятся:
- слабая, неустойчивая психика;
- повышенная внушаемость;
- низкая самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- неумение взаимодействовать с окружающими;
- проблемы;
- острый интерес и тяга ко всему необычному;
- трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, др.);
- отсутствие духовного воспитания,
- недостаточная степень образования.
Причины, способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
- отсутствие у людей смыслообразуюших ценностей, потеря нравственной и социальной ориентации;
- прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов;
- смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.;
- неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста;
- неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем. Считается, что семьи, где доминируют авторитарный или манипулятивный типы взаимоотношений, являются фактором риска, способствующим вовлечению молодёжи в деструктивные секты.
Основной «группой риска» является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет - в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Семьи авторитарного типа, где дети испытывают давление со стороны главы семьи, их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо примитивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т.д.). До определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме, что может способствовать вступлению в деструктивные группы.
Семьи манипулятивного типа, в которых реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют удобные для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т.п.). В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва и вступления в деструктивные группы.
Профилактическая и просветительская работа законных представителей в этом направлении является особо значимой. Важно помнить, что попадание подростка под влияние деструктивной группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут существенно снизить риск попадания Вашего ребенка под влияние деструктивных групп:
- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде деструктивных групп.
Если вы подозреваете, что Ваш ребенок попал под влияние деструктивной группы, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
- Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
- Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
- Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
Таким образом, семья играет важную роль в профилактике вовлечения молодежи в деструктивные группы, именно родители могут заметить изменения, происходящие в жизни своего ребенка и повлиять на жизнь своих детей.