ШАГ- школа активного гражданина

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Информация о реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году

При реализации проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году решаются задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

При подготовке мероприятий в рамках проекта «ШАГ» необходимо не только в доступной форме рассказать учащимся о развитии различных сфер общественной жизни, которые отражают достижения Республики Беларусь за годы суверенитета, проанализировать знаковые события, происходящие в нашей стране, но и организовать диалог по наиболее актуальным вопросам, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, парламентариев, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры и др.

Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

Национальный институт образования будет осуществлять разработку информационно-методических материалов для реализации проекта с учетом информации, представленной органами государственного управления. Поэтапная подача и обсуждение информации с учащимися предполагает следующую форму организации работы.

ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).

ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

В ШАГе 2 предполагается приглашение предложенных кандидатур для участия в мероприятии в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому». При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Организуется обсуждение с учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 подводятся итоги мероприятия. Учащимся предлагается создать страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2. Разработанные учащимися страницы альбома будут размещаться на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ».

Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы гордимся. В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г. Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. На национальном образовательном портале впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов.

свернуть

Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для VIII–XI классов в 2023/2024 учебном году

Примерная тематика мероприятий

1. 28.09.2023 «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)

2. 26.10.2023 «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

3. 23.11.2023 «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

4. 21.12.2023 «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)

5. 25.01.2024 «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

6. 22.02.2024 «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

7. 28.03.2024 «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

8. 25.04.2024 «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках) 9. 23.05.2024 «Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов и др.) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на национальном образовательном портале https://adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina/241-ucheniku/shkola-aktivnogo-grazhdanina/2436-pedagogu-o-shage.html.

При отсутствии приглашенного гостя ведущий организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. В ходе реализации «ШАГа» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины.

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII–XI классов будут проводиться в рамках информационного часа каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой.

Методические и информационные материалы для реализации проекта будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина).

свернуть

Планы по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина»

План

ГУО «Средняя школа №31 г. Витебска имени В.З.Хоружей»

по реализации информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина»

для учащихся V-VII классов

в 2023/2024 учебном году

 

п/п

Дата

проведения (четвертый классный час месяца)

Тема

1.

сентябрь

«Я и школа»

2.

октябрь

«Я и семья»

3.

ноябрь

«Я и малая родина»

4.

декабрь

«Я и закон»

5.

январь

«Я и общество»

6.

февраль

«Я и природа»

7.

март

«Я и культура»

8.

апрель

«Я и планета»

9.

май

«Я – активный гражданин Республики Беларусь»

 


План

ГУО «Средняя школа №31 г. Витебска имени В.З.Хоружей»

по реализации информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина»

для учащихся VIII-XI классов

в 2023/2024 учебном году

 

Дата проведения

Тема

28.09.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)

26.10.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

23.11.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

21.12.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)

25.01.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

22.02.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

28.03.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

25.04.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

23.05.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

 

свернуть

Виртуальный альбом "Родина моя в лицах"

"Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране"

23.03.2024

ШАГ 23 марта 2024.
Тема: "Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране"

свернуть

ШАГ на тему: "Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании"

25.01.2024

Состоялось мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании».
✅В нашей школе спикерами стали:
🔸Залесская Елена, декан факультета «Математики и информационных технологий» УО «ВГУ имени П.М.Машерова»;
🔸Горлова Ольга , председатель научно-методического совета ученых секретарей УО «ВГАВМ».

свернуть

Викторина "Эрудит"

22.02.2024

В ходе проведения месячника по военно-патриотическому воспитанию в ГУО "Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей" была проведена викторина "Эрудит" военно-исторической направленности между двумя командами 11-х классов, которую провел представитель Витебской городской организации Белорусского союза офицеров Н.А. Янова, полковник в отставке Поваляев М.Г. Ребята дружно и увлекательно отвечали на вопросы викторины. Победителю команды был вручён вымпел вооружённых сил Республики Беларусь и погоны полковника.

 

свернуть

ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного»

21.12.2023

Прошёл ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного». Приглашенным гостем стал генеральный директор ГУ «Центр культуры Витебск» Лапицкий Г.А.

свернуть

ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего»

23.11.2023

Прошёл ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего». Приглашённым гостем стала технолог по производству комбикормов «МазоловоГаз» Яшко Л.А.

свернуть

ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Семья - начало всех начал»

26.10.2023

Прошёл ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Семья - начало всех начал». Приглашённым гостем стал многодетный отец-одиночка, воспитывающий троих детей, Клепиков М.В.

свернуть

ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов, до спортивных вершин»

28.09.2023

Прошёл ШАГ на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов, до спортивных вершин». Приглашённым гостем стала победитель Международных соревнований «II игры стран СНГ» Акшаева Лиза.

свернуть

ШАГ «Гордость за Беларусь»

24.11.2022

24 ноября 2022 года прошло очередное мероприятие в рамках проекта ШАГ по теме «Гордость за Беларусь»
Наша промышленность - надежный фундамент независимости (развитие машиностроения, химической, нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений).

Активными участниками были Волкова Мария (11Б), Карнилова Екатерина (10Б), Колесова Ангелина (10Б).


Приглашенным гостем стал директор машиностроительного завода ВИПО Сидоров Андрей Александрович.


Он рассказал о своем высокотехнологичном производстве, востребованных специальностях.
Мероприятие было полезным и познавательным для учащихся 10 и 11 классов.

свернуть

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов

24.09.2020

«ШАГ» – «Школа Активного

Гражданина» – для учащихся 8-11 классов

 

Дата проведения 24.09.2020

 

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

 

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся использовала мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования.

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

 

В рамках данного этапа в качестве информационной основы

мероприятий проекта «ШАГ» использовано подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь»

(2019), содержащее информацию о правах и обязанностях граждан нашей

страны (с.42-45), а также материалы электронного приложения к данному

учебному изданию «Я и закон».

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

 

Ведущий организовывал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

 

Блок «Активный – значит ответственный»

 

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность. Никто не может быть освобождѐн от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.

 

Вопросы для обсуждения:

 

 Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Аргументируйте свой ответ.

 

 Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые, и моральные

нормы? Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы?

 

 Что заставляет людей соблюдать моральные нормы? Приведите

ситуации, когда совесть побудила Вас совершить какой-либо поступок;

запретила Вам совершать какие-либо действия; контролировала Ваши

действия; призывала Вас изменить поведение.

 

 Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый

человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно

свободное и полное развитие его личности». Что такое обязанности? Какие

обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как

учащихся?

 

В фокусе обсуждения: единство прав и обязанностей, уважение к

законам государства, мораль, право, нравственность, совесть, правовой

статус.

 

Блок «Учимся понимать друг друга»

 

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир

ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет разрешать споры более безопасным для себя и окружающих способом; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

 

Вопросы для обсуждения:

 

 Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?

 Знаете ли вы о возможных правовых последствиях

неконструктивно разрешенных конфликтов?

 Что в вашем понимании «ответственное поведение в

конфликтной ситуации»?

 Возможно ли полностью избежать возникновения конфликтных

ситуаций? Аргументируйте свой ответ.

 Что необходимо предпринять для благоприятного исхода

конфликтной ситуации? Что бы вы включили в Правила конструктивного

общения и поведения?

 Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с

которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается

третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio –

посредничество). Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации?

 Могут ли учащиеся входить в состав школьной службы

медиации? Что может дать учащимся такой опыт?

В фокусе обсуждения: школьная служба медиации, лидерские качества,

самоуважение, школьное самоуправление, сотрудничество, умение

договариваться, ведение переговоров, взаимопонимание, уважение права

каждого на собственное мнений, коммуникативные навыки, бесконфликтная

школьная среда.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит

итоги.

 

– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

свернуть