Социальная психолого-педагогическая служба

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ (ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ)

 

 

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

 

свернуть

Памятка для родителей о половой неприкосновенности ребенка

 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой преступления; ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение преступлений в отношении жизни и половой неприкосновенности детей и подростков.

 

Почему именно дети становятся жертвами преступлений?

 Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
  • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

 

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!! Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации. Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

 

Правило пяти “нельзя”:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить до магазина, кинотеатра и т.д.?

Ответ один — НЕТ! Объясни, как пройти до интересующей улицы, и ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда идти с ним.

Ты должен всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за тобой в учреждение образования или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Ненужные разговоры с посторонними.

Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру, сходить в магазин за конфетами, мороженым и т.д

Ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца. Информацию до ребенка необходимо доводить постепенно, можно в форме игры. Объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник). Любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго, ласкового и понимающего.

Поэтому наш совет: На все уговоры пойти куда-нибудь в уединенное место (строящиеся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!», Ответ один – «НЕТ»! Придя домой, надо обязательно рассказать родителям об этом человеке.

 

Чтобы не стать жертвой насильника нужно:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
  • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от нее (могут силой усадить в машину и увезти) и ни в коем случае не разговаривай людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более – в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

САМЫЕ опасные места, где можно стать жертвой:

ПОДЪЕЗД!

Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли за тобой кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, а, если незнакомец не уходит, то можно поступить следующим образом:— если в подъезде имеется домофон, либо у тебя с собой есть сотовый телефон, позвони и попроси родителей выйти и забрать тебя с улицы, при этом рассказав причины твоего волнения.— если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, в подъезд не заходи, а если вошел, то сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома. Не выходи из квартиры на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром. При внезапном нападении защищайся любым способом, а при первой возможности убегай, громко кричи и зови на помощь.

ЛИФТ!

Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдет в кабину. Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину. Если все-таки незнакомец зашел в лифт, то не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями, спроси, на какой ему этаж, после ответа скажи, что тебе выходить гораздо раньше, и постарайся нажать на кнопку вызова второго этажа. Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь (не бойся выглядеть глупо, если ты ошибся). Если вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам. Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником, постарайся как можно подробнее запомнить его внешность, одежду, манеру разговаривать. Если можешь — защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чем есть. Оказавшись в безопасности, немедленно расскажи о случившемся родителям и позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

ЧУЖАЯ МАШИНА!

Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять Правила поведения в автомобиле: Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям. Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай все (если ты находишься на переднем сиденье, то постарайся схватиться за руль и повернуть его), чтобы привлечь к машине внимание других водителей либо внимание сотрудника милиции, если перекресток патрулируется. Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины. Не садись в «тонированную» машину, а также в машину, в которой уже сидят пассажиры.

УЛИЦА!

 На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль. Как только он ослабит хватку – убегай.

Правила поведения на улице:

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, трамвае, метро, электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка — твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • Иди по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
  • Переходи по подземному переходу в группе.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону улицы.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

Дома тоже не всегда безопасно.

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях. Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не случайными людьми, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях, зачастую после распития спиртных напитков в компании.  

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

  • Согласие девушки пойти в ресторан расценивается как понимание, что после этого девушка готова вступить в интимную близость. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
  • Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительное однозначное «Нет!».
  • С самого начала необходимо обозначить границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке – несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надежными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
  • Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке всегда оставайся трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

Но насилие грозит не только девочкам-подросткам.

Всем следует знать правила поведения в своем доме:

  • Перед тем, как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок.
  • Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
  • Выходя из квартиры, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.
  • Если без вызова пришел сантехник, электрик или даже сотрудник милиции, прежде чем его впустить, свяжись со взрослыми, позвони в диспетчерскую, отделение милиции и наведи справки.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в подъезд, а вернись в многолюдное место и попроси помощи, либо воспользуйся сотовым телефоном и попроси тебя встретить.
  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Не впускай в квартиру незнакомого человека!!! Каждый ребенок должен знать, что он не может расписываться ни в каких документах, это должны делать только взрослые. Если с почты принесли телеграмму или счет и за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые. Зачем же тогда отворять дверь? Ребенок должен просто сказать, что прийти надо позже, когда дома будут взрослые. То же самое касается электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, необходимо позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно связаться со знакомыми, которых давно знаете.

Но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно. В силу своего возраста дети даже не понимают, что с ними происходит что-то плохое, и поэтому не сразу обращаются за помощью к другому родителю (чаще к маме), либо к близким родственникам. Нередко один из родителей в семье является инициатором скандалов, драк, насилия в семье и воспринимается как «домашний тиран». Дети, находящиеся в зависимости от такого члена семьи, не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Несовершеннолетние становятся жертвами преступлений на сексуальной почве в собственной семье, они подвергаются насилию со стороны одного из родителей либо сожителей супругов.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего ребенка может быть возбуждено и без заявления, если об этом факте стало известно из других источников. Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в милицию, надо обратиться к маме, друзьям, хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.

Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Вы знаете, что ребенок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка. Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться. Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции. Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

 

свернуть

Защита от психологического воздействия деструктивных сообществ и культов

 

Деструктивные сообщества и культы могут использовать различные методы, чтобы привлечь и удержать своих членов. Чтобы защитить себя и своих близких от психологического воздействия, важно знать о тактиках, которые они могут применять, и научиться сопротивляться им.

 

  • Образование и Информирование: Знание - ваша лучшая защита. Изучите признаки и методы деструктивных сообществ. Образование и информирование помогут вам распознать потенциально опасные ситуации.
  • Развитие Критического Мышления: Учите себя и своих близких анализировать информацию критически. Поставьте себе вопросы и проверяйте факты, прежде чем соглашаться с чем-либо.
  • Самосознание: Понимайте себя и свои ценности. Когда вы знаете, кто вы и что вам важно, легче устоять перед попытками манипуляции.
  • Разговор и Открытое Обсуждение: Важно открыто обсуждать свои опасения и сомнения с близкими. Будьте готовы поддерживать и слушать друг друга.
  • Консультации Специалистов: Если у вас или ваших близких возникли серьезные подозрения о попадании во влияние культа или деструктивной группы, обратитесь к профессиональным консультантам или психологам для поддержки и советов.
  • Сохранение Отдаленности: Помните, что члены деструктивных сообществ могут использовать личные информацию и уровень близости, чтобы управлять вами. Поддерживайте свои границы.
  • Отказ От Поддержки: Если член деструктивной группы начинает требовать от вас отказаться от поддержки близких и друзей, будьте осторожны. Друзья и семья могут быть вашей опорой.
  • Психологическая Поддержка: В случае, если вы или ваши близкие уже оказались под воздействием деструктивной группы, обратитесь за профессиональной психологической поддержкой.
  • Здоровый Скептицизм: Будьте скептичными по отношению к тем, кто обещает слишком много. Если что-то кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, вероятно, это так.
  • Опережающее Профилактическое Действие: Помните, что профилактика лучше лечения. Образование и информирование заранее могут спасти вас и ваших близких от воздействия деструктивных сообществ и культов.

 

Соблюдение этих принципов и методов поможет вам и вашим близким оставаться устойчивыми и поддерживать свою психологическую независимость ваших близких от воздействия деструктивных сообществ и культов.

 

свернуть

Как противостоять насилию

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений

Министерство образования Республики Беларусь

 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Настораживающие признаки:

  • Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
  • Обратитесь за помощью как можно раньше.
  • Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

 

Как действовать:

  • Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
  • Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
  • Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

 

Что говорить:

  • Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
  • Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

 

Профилактика

 

Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.

■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

 

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

 

Например:

  • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
  • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
  • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

 

Краткосрочные последствия:

 

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

 

Долгосрочные последствия:

 

Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

  • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
  • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
  • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
  • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
  • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
  • проблемы в школе;
  • ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

 

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

 

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

 

Физические признаки:

  • Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
  • Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
  • Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

 

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  • - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • - гематомы (синяки) в области половых органов;
  • - кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • - гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • - боль в нижней части живота;
  • - повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • - болезни, передающиеся половым путем;
  • - беременность.

 

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • - чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • - поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • - соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • - сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • - необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

 

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция

свернуть

ПАМЯТКА: сексуальное насилие над детьми и меры профилактики (педагогу-психологу учреждения образования)

ПАМЯТКА

Сексуальное насилие над детьми и меры профилактики

(педагогу-психологу учреждения образования)

-Быть внимательным к детям, учитывая распространенность сексуального насилия в отношении детей со стороны взрослых (педофилии).

-Помня о видах сексуального насилия (внутрисемейное,  внесемейное  (со стороны знакомых), со стороны незнакомых ребенку людей, сексуальная эксплуатация) постоянно изучать взаимоотношения  детей и родителей, взаимоотношения ребенка в социуме с мужчинами, женщинами, подростками.

-Анализируя взаимоотношения детей со взрослыми и подростками, помнить, что признаки и сведения, указывающие на прикосновения, имеющие сексуальный смысл, обнажение, переодевание, подсматривание, демонстрацию, мастурбацию, сухое проникновение и др. свидетельствуют о получении сексуального удовлетворения взрослым или подростком, о сексуальном насилии.

-Обращать внимание на острые состояния, ПТСР, изменение поведения ребенка, колебания в настроении, резкое ухудшение учебы, проявления опасного поведения, ухудшение внешнего вида, нарушение сна, сексуализированное  не по возрасту поведение ребенка и др.

-Обучать детей соблюдению границ своего тела, умению сказать нет, безопасному поведению (с раннего детства дети должны знать, что взрослые не должны трогать их в определенных местах и т.п.).

-Учитывать, что в силу своего возраста дети могут даже не подозревать, что являются жертвой сексуального насилия, могут безраздельно доверять взрослому или подростку.

-Учитывать, что  родители иногда стараются не слышать об  этой проблеме, отказываются верить в то, что их ребенок столкнулся с сексуальным насилием, могут возлагать вину на самого ребенка, бывает, что, даже зная о сексуальном насилии в отношении ребенка, ничего не предпринимают.

-Повышать профессиональную компетентность в вопросах выявления и предупреждения сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, так как педофилы угрозами, обещаниями, взятками, вызыванием чувства вины добиваются от ребенка сохранения секретности, а жертвы могут не рассказывать о сексуальном насилии по различным причинам.

Т.К. преступники ищут жертв  среди социальных изгоев, менее защищённых детей, особо следует обратить внимание на детей с ОПФР, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в СОП, НГЗ, детей из неполных семей, детей из семей с негативными типами воспитания (гиперопека, гипоопека и др.). В зоне риска также находятся одаренные дети, дети со скрытым неблагополучием.

-Для выявления сексуального насилия в отношении детей использовать методы в соответствии с возрастом: наблюдение, сбор информации, проективные диагностики (рисунок, игра и др.), с подростками можно открыто задавать вопросы.  Например, обратить внимание в рисунке на тщательное прорисовывание или зарисовывание половых органов, зачеркивание, изображение ремней, пряжек, молний, прорисовывание рук, отсутствие глаз или зачеркивание, прорисовка сексуальных действий; использование в красках смешивания разных цветов (разводить грязь), использование темно-синего, темно-коричневого, темно-серого, раскрашивание тела, затем смывание красок; использование тычкового способа рисования, вторжения в чужой рисунок; демонстрация того, что делали с ним. Или, например, ребенок начинает вести себя непривычно: отсутствие спонтанности, неподвижность.

В игровой деятельности также изменения: ребенок  не просто отказывается от игровой деятельности, не играет с игрушками, либо демонстрирует аффективные взрывы (начинает резко плакать, либо рвать, ломать, крушить).

В общении наблюдается резкое сужение контактов, появляется замкнутость.

На уроках резко отказывается отвечать, либо, наоборот, проявляет гиперактивность (сбрасывает таким образом тревогу) как симптом травматического расстройства.

 

При выявлении насилия не следует:

сомневаться в словах ребенка, необходимо показать, что их им верите;

одновременно принимать и насильника и жертву;

прояснять ситуацию относительно провокаций (во что одета, заигрывала и т.д.);

требовать, чтобы ребенок рассказал подробности.

При выявлении насилия  следует:

оказать психологическую поддержку ребенку,

объяснить, почему нужно не бояться об этом говорить,

незамедлительно сообщить администрации,

действовать по утвержденному для таких случаев алгоритму.

 

Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию…

Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.

Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».

Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

 

 Психологическая помощь детям – жертвам насилия

 

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;

- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

- коррекция «сексуализированного» поведения;

- формирование способности к самопринятию;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

 

 Этапы психологического сопровождения ребенка

 

Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:

 

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.

Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.

Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.

Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.

Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.

 

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

 

Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.

 

  • Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает
  • Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом
  • Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже")
  • Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними
  • Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному
  • Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает")
  • Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
  • Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

 

свернуть

Памятка по признакам сексуального насилия

 

Рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации может быть:

– информация от ребенка;

-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

-информация от специалистов учреждений образования;

-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

-результаты медицинского осмотра;

-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

 

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

 

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

 

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

 

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

 

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

 

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

 

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары). 

 

  1. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

 

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  • Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  • Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
  • Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

 

2.2. Чего не стоит делать

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

 

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Рекомендации по выявлению жертв насилия

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.

Внешний вид детей:

  • припухлые, “заспанные” глаза;
  • бледное лицо;
  • сосание пальцев, раскачивание;
  • синяки на теле;
  • переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.

Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Поведение пострадавших детей:

  • неожиданная смена настроения;
  • приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
  • ребенок разговаривает сам с собой;
  • игра в воображаемом мире;
  • повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
  • хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
  • чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
  • нежелание идти домой, бродяжничество.
  •  

Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.

Главными последствиями насилия являются:

  • виктимность – избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
  • немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости – в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
  • трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
  • эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
  • задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
  • тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
  • низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
  • вызывающее и эксцентричное поведение – заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
  • недоверие к людям.
свернуть

Миронова Валерия Сергеевна

  • Должность: Педагог социальный
  • Консультирование педагогов и родителей:
    Понедельник: 13.30 - 14.30;
    Вторник: 17.00 - 19.00;
    Четверг: 09.00 – 11.00.
    Индивидуальные беседы и консультации с учащимися:
    Понедельник: 11.00 - 13.00;
    Пятница: 13.30-14.30.

Морозова Александра Игоревна

  • Должность: Педагог социальный
  • График консультаций родителей: Пн. - 11.00-12.00 Вт. - 14.00-15.00 Чт. - 9.00-10.00 Пт. - 14.00-14.30 Индивидуальные беседы и консультации с учащимися: Пн. - 9.00-10.00 Ср. - 10.00-11.00 Пт. - 11.00-12.00

Милош Татьяна Вечеславовна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Рабочие дни: Понедельник - пятница: 8.00-17.00

    График консультаций:
    Вторник 8.00-10.00
    Четверг 15.00-17.00
поделиться в: