Оздоровительная смена: «Радуга Лета»
Девиз смены: «Жить делами яркими, как радуга
И дружить, как семь её цветов»
Цель:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул, формирование нравственных норм и взаимодействия с окружающим миром, ориентирование на их практическое применение, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
1. Создать условия для активного полноценного отдыха и досуга, способствующие укреплению здоровья детей в летний период;
2. Использовать разнообразные приемы и формы игрового взаимодействия для развития творческих способностей, расширения сферы взаимодействия с окружающим миром;
3. Развивать у детей навыки взаимодействия в коллективе, умение создавать общие цели и достигать их;
4. Создавать условия для проявления и развития ребенком своих способностей и возможностей;
5. Воспитать гражданственность и патриотизм, политическую культуру личности, формировать национальные и общечеловеческие качества личности, самосознания.
ЛЕГЕНДА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ
Однажды Разноцветный Человечек вместе со своими волшебными друзьями, необычными красками-раскрасками, решил попутешествовать. Человечек отправился в другие далекие и неизвестные ему миры. Попал Человечек в страну Нецветия, которой правил Король Бесцвет. Король строго следил, чтобы все было серого цвета. Даже черные кошки были серыми.
А Человечек стоял посреди дороги и не знал, куда идти, - все вокруг такое серое, что ничего не видно: серая дорога, серые поля, серые леса!
– Эй, Разноцветный Человечек! – услышал он тонкий голосок.
– Кто меня зовет?
– Это я, пичужка!
– Где ты?
– Я здесь! Разноцветный Человечек, дай мне, пожалуйста, немножко коричневой краски для крылышек! И немножко красной – для хвоста! И совсем чуть-чуть желтой – для клюва!
– Бери, сколько нужно!
Человечек дал пичужке красок, и она полетела в небо, все выше и выше. Потом вдруг послышалось громкое «бумм!», и маленькая пестрая птичка упала на землю.
– Ох, Разноцветный Человечек, смотри какую я себе набила шишку! Я ударилась о солнце! Пожалуйста, человечек, дай небу немножко голубой краски, а солнцу немножко золотой, ведь так ничего не видно...
И Разноцветный Человечек отдал всю голубую и золотую краску, какая у него была. Тогда небо поднялось высоко-высоко, а на нем засияло золотое солнце. К Человечку робко подошла серна.
– Разноцветный Человечек, скажи мне, пожалуйста, где тут трава, а где – камни? Никак не могу различить, того и гляди зубы сломаю или с голоду умру.
– Это очень плохо! – покачал головой Человечек. Он оглядел себя и сказал:
– Голубой у меня больше нет, золотой тоже нет. Но у меня осталось много других красок. Отдам-ка я траве зеленую краску.
Разноцветный Человечек был очень добр. Он сам раскрасил цветы в красный, желтый и лиловый цвета, а звери и птицы приходили к нему и брали краски, какая кому нравилась.
Прилетел попугай и взял понемножку каждой краски, глядя на него, все другие попугаи сделали то же самое.
– Я хочу одеться в белое, – сказала зебра и взяла себе белую краску. – Или нет, пожалуй, мне больше пойдет черное!
Белое – черное, белое – черное, – и стала зебра полосатой.
Разноцветный Человечек шел по всей стране, и все становилось ярким и радостным.
Ему повстречалась маленькая девочка.
– Разноцветный Человечек, дай мне понемножку разных красок! – попросила она.
Но у доброго Человечка осталось очень мало красок.
– Бери себе все краски! – сказал человечек и… исчез.
Какие чудесные краски – обрадовалась девочка. Она решила поблагодарить его.
А Человечек куда-то исчез. Девочка загрустила, а потом испугалась: вдруг без доброго человечка весь свет опять станет серым?
«Нет, я не имею права этого допустить», – решила девочка. – «Чудесными разноцветными красками-раскрасками я поделюсь со всеми детьми».
С тех пор Нецветия стала Красочной страной, а детей в ней зовут чудесниками, а девочку, которая уже стала взрослой – Фея Чудесница. Фея Чудесница строго следит, чтобы Чудесники жили в яркой и радостной стране, а в их сказках, стихах, рисунках, поступках и делах играли разноцветные краски-раскраски Разноцветного Человечка.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Вся жизнь детского оздоровительного лагеря «Весёлая семейка» основывается на организации оздоровительной смены. Оздоровительная смена «Радуга Лета» будет эмоциональной, насыщенной, разноплановой, которая имеет общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие оздоровительной смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода.
Традиционно в структуре оздоровительной смены выделяется три периода: организационный (вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря «Весёлая семейка». Дополнительно выделяется два периода: подготовительный (время подготовки к проведению воспитательной работы, предполагающую подготовку педагогического коллектива к встрече с воспитанниками) и после сменный (анализ и подведение итогов завершённой оздоровительной смены).
В содержании работы детского оздоровительного лагеря есть общие направления, формы и методы. Они зависят от традиций детского оздоровительного лагеря «Весёлая семейка», возрастных, психологических особенностей воспитанников, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития оздоровительной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации воспитательного процесса в летних условиях.
Основной формой работы в детском оздоровительном лагере «Весёлая семейка» является игра. Сюжетно-ролевая игра оздоровительной смены «Радуга Лета» разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников. Игра позволяет участникам оздоровительной смены попробовать себя в различных социальных ролях, помогает им самоутвердиться. Она способствует развитию у воспитанников нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности.
Игровая модель оздоровительной смены «Радуга Лета»
В основе развития оздоровительной смены «Радуга Лета» лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания воспитанников в детском оздоровительном лагере «Весёлая семейка» осуществляется введение в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей оздоровительной смены.
Все участники смены становятся жителями удивительной Красочной страны и называются Чудесниками и за смену становится Чудесной семьёй. Имена у Чудесников потешные и смешные. Каждый ребенок придумывает себе игровое имя. Это может быть герой мультика или книги, журнала, придуманный образ, отражающий внутренний мир и интересы каждого. На протяжении 18 дней ребятам предстоит побывать в захватывающих приключениях, преодолеть трудности, которые создает Король Бесцвет, а также постараться расколдовать Художника, без которого Красочная страна может стать вновь серой. Итогом станет итоговая программа «Волшебство повсюду»», где будут подведены итоги смены и награждение именными дипломами самых активных Чудесников.
В сказках есть герои и волшебные атрибуты. И наша не станет исключением:
Чудесники – участники смены.
Мудрые Чудесницы – воспитатели, являются самыми главными в чудесной семье, помогают ребятам в жизни.
Фея Чудесница осуществляет общую координацию развития проекта смены, контролируют соблюдение чудесниками игровых правил и законов страны.
Фрейлина Клякса – педагог-психолог, сестра Феи Чудесницы, делает мелкие пакости и шалости только для вредных и непослушных детей.
Художник – владеет секретами цвета и помогает чудесникам поддерживать Красочную страну в ярких цветах.
Краски-раскраски – это радость, жизнь, открытия, веселье, дружба, добро, творчество.
Книга «Сказка чудесной семьи» - результат смены и игрового проекта.
Для того чтобы программа заработала, будут созданы такие условия, чтобы каждый участник процесса (воспитатели и воспитанники) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. При активном участии воспитанников и воспитателей в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность воспитанников в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Заинтересованность педагогов будет содействовать в реализации программы, создании благоприятного психологического климата, творческого сотрудничества с воспитанниками.