Оздоровительная смена: «Остров Знаний»
Девиз смены: «Хочу все знать!»
ЦЕЛЬ:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся во время летних каникул, формирования нравственных норм и правил взаимодействия с окружающим миром, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создать условия для организованного отдыха и укрепления здоровья детей в летний период.
- Воспитывать активную гражданскую позицию, способствовать повышению уровня политической и правовой культуры на основе национальных традиций.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и своей жизни.
- Воспитывать бережное отношение к миру, живой и неживой природе.
- Формировать нравственные качества личности воспитанников, накопление ими духовного опыта.
- Приобщать воспитанников к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале.
ЛЕГЕНДА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ
БЕЛАРУСЬ СИНЕОКАЯ
В семье аистов родились птенцы, два мальчика и одна девочка. Мама и папа все лето готовили своих птенцов к долгому перелету. Когда настало время улетать, отец сказал своим детям. Нам предстоит трудный перелет. Это экзамен и для нас с мамой и для вас. Когда мы прилетим на место, в тёплые края, Вас ждет еще один экзамен. Новым друзьям надо рассказать о своей Родине. Мне интересно послушать, что вы мои дети, можете рассказать о своем родном крае. Задумались птенцы. Вот, что они рассказали.
По утрам капельки росы похожие на маленькие радуги, блестят и переливаются на листьях ромашек и клевера. А когда цветет лен, кажется, что небо упало на землю. Поля пахнут медом и гречкой. В лесах гудят дубы-богатыри, по веткам многовековых сосен и елей прыгают белки. Под ветром гнутся березки-невесты, шелестят своими листочками осинки-сестрички. В лесах много ягод и грибов. На болоте звонко переговариваются, квакая лягушки, а осенью зреет клюква и тогда кажется, будто земля усыпана алыми бусинами. С высоты птичьего полёта можно наблюдать, как плещется рыба в озере, сверкая на солнце чешуёй. Медведица со своим медвежонком лакомится малиной, папа волк учит охоте волчат, как лисы роют нору, и лось пробирается через чащу. А еще нам, аистам, помогают люди. Они строят нам гнездовья, и взяли нас по свою охрану. Как и многих других животных и растения.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Вся жизнь детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит» основывается на организации оздоровительной смены. Оздоровительная смена – это сложная структура. Оздоровительная смена «Остров Знаний» будет эмоциональной, насыщенной, разноплановой, которая имеет общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие оздоровительной смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода.
Традиционно в структуре оздоровительной смены выделяется три периода: организационный (вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит». Дополнительно выделяется два периода: подготовительный (время подготовки к проведению воспитательной работы, предполагающую подготовку педагогического коллектива к встрече с воспитанниками) и после сменный (анализ и подведение итогов завершённой оздоровительной смены).
В содержании работы детского профильного оздоровительного лагеря есть общие направления, формы и методы. Они зависят от плана детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит», возрастных, психологических особенностей воспитанников, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития оздоровительной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации воспитательного процесса в летних условиях.
Основной формой работы в детском профильном оздоровительном лагере «Эрудит» является игра. Сюжетно-ролевая игра оздоровительной смены «Остров Знаний» разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников. Игра позволяет участникам оздоровительной смены попробовать себя в различных социальных ролях, помогает им самоутвердиться. Она способствует развитию у воспитанников нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности.
Игра – это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания. Структурно игра развивается в течении оздоровительной смены и представляет собой проживание в различных игровых действиях. Основа программы – игровой проект «Путешествие по острову Знаний». Задача воспитанников на протяжении 18 дней пройти маршрут: покорить математические горы - бескрайние равнины русского языка - длинные реки английского языка. К концу смены изучить остров Знаний. Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры.
Тематика оздоровительной смены ставит своей целью приобщение воспитанников к творческим видам деятельности, развитие их творческого воображения. Детский профильный оздоровительный лагерь «Эрудит» для воспитанников является местом физкультурно-спортивного развития, развития художественно-эстетического творчества, соблюдения личностно-ориентированного подхода, реализации опыта воспитанников и развития способностей в изучении профильных предметов, формирования социально культурной направленности.
Организационный период «Открытие острова Знаний».
Организационный период по количеству дней короткий. Основной деятельностью этого этапа является:
1) встреча воспитанников, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей, их мотивацию на участие в мероприятиях;
2) запуск программы «Остров Знаний»;
3) знакомство с правилами жизнедеятельности детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит»;
4) планирование работы в командах;
5) распределение поручений между воспитанниками.
Основной период оздоровительной смены – практический. Основной деятельностью этого этапа является:
1) реализация основной идеи оздоровительной смены;
2) вовлечение воспитанников в различные виды коллективно-творческих дел;
3) работа в профильных группах.
Каждая неделя оздоровительной смены имеет свое определенное название. Основной период «Исследования острова Знаний» состоит из трёх недель.
1 неделя – покорение гор Математики
2 неделя - путешествие по бескрайним равнинам Русского языка
3 неделя – сплав по рекам Английского языка
Заключительный период «Покорение острова Знаний». Основой этого этапа является:
1) подведение итогов оздоровительной смены «Остров Знаний»;
2) выработка перспектив деятельности детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит»;
3) анализ предложений воспитанниками, родителями, педагогами, внесенными по деятельности детского оздоровительного лагеря «Эрудит».
4) награждение победителей оздоровительной смены «Остров Знаний».
При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе.
В основе организации деятельности команд лежит тематическая программа. Тематический период включает ряд мероприятий, объединенных одной идеей. К ним относятся: знаменательные даты, празднование которых выпадает на оздоровительную смену, сюжетно-ролевые игры, развивающие программы.
Идея программы, программа предназначена для организации летнего отдыха обучающихся 5-7 классов. Выбор профиля обусловлен формированием у воспитанников более глубокого представления о роли и значимости знаний в жизни современного человека и поликультурного мира.
Задачи воспитательного цикла:
Формировать духовно-нравственные ценности, пропагандировать здоровый образ жизни, проявлять интерес и уважение к своим традициям и к традициям других народов.
Задачи развивающего цикла:
Создать психолого-педагогические и организационные условия для нравственного, физического, интеллектуального развития воспитанников.
Работа детского профильного лагеря осуществляется по следующим направлениям:
– интеллектуальная деятельность предполагает создание условий для расширения интеллектуальных способностей (занятия по профильным предметам согласно программам). Направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников, включает разбор олимпиадных заданий по профильным предметам;
– физкультурно-оздоровительная деятельность подразумевает мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни (в т.ч. по правилам дорожного движения), игры на открытом воздухе.
– творческо-познавательная деятельность предполагает развитие творческих способностей воспитанников, знакомство с новой и интересной информацией.
– гражданско-патриотическая деятельность включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Эти мероприятия направлены на воспитание чувства толерантности воспитанников по отношению к представителям других культур, любовь к родному краю, чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
В основу оздоровительной смены «Остров Знаний» положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности воспитанника. Участники оздоровительной смены будут стремиться найти свое место, своих друзей. А главное проявить себя, показать все, на что способны.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Расширенный диапазон мероприятий позволит раскрыть и развить интеллектуально креативные способности. Воспитанникам детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит» будет предоставлена возможность:
- Творчески самореализоваться в течение оздоровительной смены «Остров Знаний».
- Укрепить свое здоровье.
- Приобрести новые навыки коллективной деятельности.
- Обрести новые формы взаимодействия, проявляя взаимоуважение и внимание, друг к другу.
- Принять участие в творческих делах.
В течение функционирования детского профильного оздоровительного лагеря «Эрудит» будет продолжена работа по формированию банка идей и разработок организации и проведению мероприятий.