Оздоровительная смена: «Осенняя галактика»
Девиз смены: «Осень зажглась цветами, а мы загоримся мечтами»
Цель.
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул, формировать нравственные нормы и правила взаимодействия с окружающим миром, ориентировать на их практическое применение, развития творческого и интеллектуального потенциала личности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создать условия для организованного отдыха и укрепления здоровья детей в осенний период.
- Формировать активную гражданскую позицию и повышение уровня правовой культуры.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни, повышении санитарно-гигиенической культуры, формирование ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, живой и неживой природе.
- Приобщать воспитанников к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление на основе самореализации и индивидуальном личностном потенциале.
- Воспитать гражданственность и патриотизм, политическую культуру личности, формировать национальные и общечеловеческие качества личности, самосознания.
ЛЕГЕНДА СМЕНЫ
По мотивам рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
«Осенний день в берёзовой роще»
С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая...
Звуки Осенней Галактики разные. Листья чуть шумят над головой; по одному их шуму можно узнать, какое стоит время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Берёзовая роща, влажная от дождя, беспрестанно изменяется, смотря по тому, светит ли солнце или закрывается облаками. Она-то озаряется вся, словно вдруг в ней все улыбается... то вдруг опять все кругом слегка синеет: яркие краски мгновенно гаснут... и украдкой, лукаво, начинает сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
А свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, – когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток.
Ни одной птицы не слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенит стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Вопросы и задания к рассказу:
- Загадка об осени (приложение 4). О какой поре года вы слушали рассказ?
- Сколько осенних месяцев в году? Назовите их, отгадывая загадки
(приложение 4).
- Что характерно для каждого осеннего месяца (приложение 1)?
- Интеллектуальная разминка «Погода и природа», игра «Какая погода?»,
приложение 2.
- Какие приметы осени вы знаете?
Игра «Приметы осени», (приложение 3).
- Вставь пропущенные слова в пословицы (приложение 4).
- Раскрась картинку. Расскажи, что на ней изображено (приложение 5)
- Игра-раскраска «Чьи детки?»
– Сколько грибов и листьев спрятано на рисунке?
– Как называются грибы?
– С каких деревьев упали листья? (приложение 6).
- Разгадайте кроссворд «Овощная грядка», приложение 6.
- Чем вам нравится пора года – осень?
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Детский оздоровительный лагерь «Весёлая семейка» – это часть социальной сферы и активного отдыха воспитанников, в котором организована разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Отдых во время каникул даёт возможность любому воспитаннику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. В детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Весёлая семейка» создаются оптимальные условия для полноценного отдыха воспитанников. В нём воспитанники реализуют свои возможности и потребности в индивидуальной, физической и социальной активности в свободное время.
Одним из условий эффективности работы детского оздоровительного лагеря «Весёлая семейка» является использование воспитательного потенциала игры. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу совместного творчества, учит, помогает общаться.
Все дни пребывания воспитанника в детском оздоровительном лагере «Весёлая семейка» объединяются определенным сюжетом тематической игры. Перед воспитанниками ставятся цель и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями.
Учет достижений воспитанника на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, и др.) – создает условия для индивидуально-личностного развития воспитанника в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Анализ работы оздоровительного лагеря прошлых годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Воспитанники с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, шоу, концертах, интеллектуальных играх, сопереживали друг другу, вели учёт достижений своих сверстников. Возможность лично окунуться в мир спорта, творчества, культуры и показать свои умения, навыки и желание участвовать, никого из воспитанников не оставило равнодушным.
Игровая модель оздоровительной смены «Осенняя Галактика»
В основе развития оздоровительной смены «Осенняя Галактика» лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания воспитанников в детском оздоровительном лагере «Весёлая семейка» осуществляется введение в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей оздоровительной смены.
Воспитанники погружаются в игровую легенду. Они знакомятся с историей по мотивам рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Осенний день в берёзовой роще». Отвечают на вопросы по содержанию и выполняют различные задания, связанные с осенней тематикой.
Так воспитанники знакомятся с маленькой Осенью, которая на самом деле была очень маленькой. Но все, же достаточно большой, чтобы отправиться на работу и получить свое первое серьезное задание. И маленькая Осень отправляется в Осеннюю Галактику, где находился детский оздоровительный лагерь «Весёлая семейка». Осень очень перепугалась. Ее, конечно же, учили всему, что должна знать каждая осень, но вдруг оказаться одной в Осенней Галактике…
И маленькая Осень села на скамейку в парке, немножко поплакала мелким осенним дождиком. Потом она успокоилась и вздохнула. Тучки над её головой расползлись в разные стороны, и солнце снова засияло в синем небе. Надо было с чего-то начинать. Осень вздохнула и вытащила из кармана баночку с осенними мыльными пузырями. Легкий выдох – и по городу поплыли легкие радужные пузыри, серебристые паутинки и нежный запах влаги, опавших листьев и дымка из печных труб.
Так воспитанники отправляются в шестидневное кругосветное путешествие вместе с Осенью. Мальчишек и девчонок будет ждать сюрприз – их пригласят в путешествие, которое бедует длиться шесть дней. Для того чтобы отправиться в столь длительное путешествие они должны:
– зарегистрироваться в пункте «Регистрации пассажиров»;
– занять свое место в вагоне (звене) экспресс-поезда. Вагоны экспресс-поезда формируются с учетом возрастных особенностей детей;
– знакомятся с соседями, которые будут ехать в вагоне, проводниками (воспитатели);
– узнают маршрут своего путешествия.
Как оказывается, карта маршрута путешествия утеряна, и пассажирам необходимо составить свой маршрут (организационный период). И вот, когда маршрут будет готов, прозвучит свисток паровоза, и экспересс-поезд отправится в путешествия по вымышленным станциям: «Осенние чудеса», «Прекрасная», «Чудесная», «Безопасная», «Экологическая», «Дружная». На каждой станции путешественников будут ждать новые испытания, события, приключения, открытия.
Что можно открывать во время путешествия? Открывать можно что угодно – друзей, неизведанные места, страны, события и, конечно же, открывать можно себя. Открыть себя – это значит познать себя. Познание себя это один из самых сложных и в тоже время самых интересных и захватывающих процессов. В процесс познания с удовольствием включаются воспитанники. Интерес, к которому практически никогда не исчезает. А все, что будет происходить с пассажирами во время путешествия, они будут записывать в «Путевые заметки».
Открытие себя во время путешествия будет, происходит через включение воспитанников в различную по содержанию, направленности и сложности деятельность, организацию анализа (рефлексии) результатов этой деятельности.
Вся жизнедеятельность оздоровительной смены «Осенняя Галактика» в детском оздоровительном лагере «Весёлая семейка» представлена путешествием. В связи с этим многие объекты детского оздоровительного лагеря переименованы в соответствии с основными отделениями экспресс-поезда:
– детский оздоровительный лагерь «Весёлая семейка» – экспресс-поезд;
– начальник ДОЛ – начальник экспресс-поезда;
– воспитатели – проводники;
– столовая – вагон-кафе;
– место проведения линейки – платформа;
– место сбора пассажиров – зал ожидания;
– игровые звеньев – вагоны;
– воспитанники – пассажиры.
В начале оздоровительной смены отряд выбирает командира (лидера самоуправления). Отряд делится на звенья, во главе которых помощники командира. Задача состоит в том, чтобы познакомить воспитанников с обязанностями командира и его помощника, развить организаторские способности.
Структурно игра развивается в течение 6 дней оздоровительной смены и представляет собой проживание в различных игровых действиях.
В план оздоровительной смены обязательно включается организационный (1 день) и заключительный (1 день) периоды; с проведением торжественного открытия и закрытия оздоровительной смены.
В период осенних каникул исключено объединение воспитанников из разных классов для:
– создания звеньев,
– участия в мероприятиях, в кружках, в спортивных секциях.
В основе организации деятельности звеньев (а их в условиях карантина в ДОЛ может быть несколько) лежит тематическая программа – период из четырёх дней. Тематический период включает ряд мероприятий, объединенных одной идеей. К ним относятся: знаменательные даты, празднование которых выпадает на оздоровительную смену, сюжетно-ролевые игры, развивающие программы.
Информационный стенд является важным источником информации для воспитанников и законных представителей. Информационный стенд состоит из двух разделов «Карта оздоровительной смены» и «Информационное окно». Описание и оформление – приложение 8.
План
диагностики оздоровительной смены
«Осенняя Галактика»
Вводная диагностика
|
Начало оздоровительной смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
– анкетирование;
– беседы в отрядах;
– педагогические планерки.
|
Пошаговая диагностика
|
Цветопись по результатам мероприятий и дел детского оздоровительного лагеря.
Мониторинг настроения в конце каждого дня.
|
Итоговая диагностика
|
Анкетирование.
Творческий отзыв (рисунок).
Цветопись по итогам оздоровительной смены.
|
Режим дня
детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Весёлая семейка»
на базе государственного учреждения образования
«Средняя школа № 31 г. Витебска имени В.З.Хоружей»
с 28.10.2024 по 01.11.2024
Время
|
Виды деятельности
|
08.30-09.00
|
Сбор детей, зарядка
|
09.00-09.15
|
Утренняя линейка
|
09.15-10.00
|
Завтрак
|
10.00-12.30
|
Мероприятия в отрядах, культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа кружков и секций
|
12.30-13.00
|
Оздоровительные процедуры
|
13.00-14.00
|
Обед
|
14.00-15.40
|
Мероприятия в отрядах, культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа кружков и секций. Вечерний огонёк, подведение итогов
|
15.40-16.00
|
Полдник
|
16.00
|
Уход домой
|
После 16.00
|
Работа дежурной группы по запросу законных представителей воспитанников
|