Внеклассное воспитательное мероприятие, проводимое в 3 «В» классе на тему:
«Права и обязанности детей»
Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи: -познакомить учащихся с понятием «Конвенция»
-обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
-учить применять правовые знания в повседневной жизни.
-формировать уважительное отношение к правам других людей.
-способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: презентация, карточки
Форма: беседа с элементами игры.
Ход мероприятия
- Вступление.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
- Постановка и решение проблемного вопроса.
- Учитель читает загадку:
- Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
(Золушка).
- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»).
- Послушайте фрагмент из этой сказки, читает нам, ……… (1 слайд)
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
- Объявление темы и постановка цели занятия.
- Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности» (2 слайд).
- О чем мы сегодня будем разговаривать? (Заслушиваются ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
- Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей.)
Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
- А права?
- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Ответы детей.)
- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
- Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
(3 слайд) Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся в школе? (В дневнике.)
- Давайте узнаем какие права и обязанности имеет ученик в школе. Откройте свои дневники на 2 странице, зачитывает нам, ………
(В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании ученик имеет право:
- на получение образования в соответствии с образовательными программами;
- на правовую и социальную защищенность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- на уважение своего достоинства;
- на помощь педагогических работников в овладении знаниями;
- на пользование учебным оборудованием и средствами обучения, учебниками и учебными пособиями в установленном порядке;
- на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
- на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках проведения контрольных работ;
- на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
- на оценку результатов учебной и общественной деятельности;
- на участие в детских и молодежных общественных организациях;
- на участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других образовательных мероприятий мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности в соответствии со своими возможностями;
- избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления и самоуправления учреждения общего среднего образования.
Ученик обязан:
- старательно учиться, овладевать знаниями, практическими умениями и навыками, быть дисциплинированными, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
- достойно вести себя, проявлять милосердие, человечность, уважение к старшим и ровесникам, и другим;
- беречь родную природу и окружающую среду, их богатство и красоту;
- быть ответственным за свое здоровье и здоровье других граждан;
- подчиняться указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителей и других работников школы, решениям органов ученического самоуправления, выполнять устав школы;
- беречь честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- бережно относиться к имуществу учреждения образования;
- Придерживаться делового стиля одежды;)
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности.)
- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко (висит на доске). И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому.
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь...
- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)
Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».
- Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)
- Вывод: человек имеет право на жизнь.
- Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является ... здоровье.
Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)
- Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
- Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение... Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.
Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».
- Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) - Что же еще является значимым для человека?
Открывается следующий лучик с записью «Родина».
- Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)
- А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? (Ответы детей.)
- Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.
Работа над понятием «достоинство». Что это такое?
В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.
Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.
- Последний лучик открываем, читаем слово «мир».
- Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)
Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.
- Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле.
- Работа по карточкам.
Раздать каждому ученику
- Из предложенного списка выберите, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка:
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка:
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
не обсуждать поступки родителей с посторонними
на экран. К нам в гости пришли новые герои сказок.
- Викторина для детей «Угадай сказку»
(4 слайд)
1.В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
(5 слайд)
2.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)
(6 слайд)
3.В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
(7 слайд)
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
(8 слайд)
5.Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
(9 слайд)
6.В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
- Игра «Знай и выполняй»
- А сейчас мы поиграем в игру «Знай и выполняй». Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – молчите, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопаете ладошками.
- Право на любовь и заботу.
- Право есть шоколад и конфеты.
- Дети должны быть равны в своих правах.
- Ребёнок не может быть жертвой насилия или войны.
- Ребёнок может нецензурно выражаться, если захочет.
- Особая забота детям инвалидам.
- Дети имеют право на полноценное питание.
- Дети имеют право на отдых.
- Ребёнок не должен убирать комнату, в которой живёт.
- Ребёнок может ходить в школу по желанию.
- Все дети имеют право на образование.
- Дети имеют право на медицинскую помощь.
- Все дети имеют право на свободное общение.
- Особая забота детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.
- Дети имеют право на информацию.
- Ни один ребёнок не может быть унижен или обижен.
- Ребёнок имеет право получать завтрак в постель.
- Ребёнок имеет право ударить того, кого захочет.
- Подведение итогов.
Игра «Разрешается, запрещается»
- Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».
1.Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать -
Это…..(разрешается)
2.Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение -
Это …..(разрешается)
3.Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это…..(запрещается)
4.Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда …….(запрещается!)
5.Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа …….(запрещается!)
6.Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго ….(запрещается!)
- Молодцы, ребята. А теперь давайте подведём итог нашего мероприятия.
- О чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? (Ответы детей.)
- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (Ответы детей.)